Система СМИ
«СИСТЕМА СМИ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины «Система СМИ»
Цели освоения дисциплины – формирование представлений о системе журналистики в целом, факторах ее формирования и развития, условиях функционирования в социальной среде общества, структуре и механизмах действия системы, ее подсистем и компонентов, профессиональных особенностях работы журналиста в этой системе, для усвоения знаний о роли журналистики в обществе, ее функциях и особенностях массово-информационной деятельности, о взаимодействии разных типов СМИ, о правовых и этических основах журналистской деятельности, государственной политике в области СМИ, о принципах организации работы редакции.
Задачи:
- овладеть методиками типолого-функционального анализа, умением определять концепцию издания и его доминирующую коммуникативную стратегию, проводить контент-анализ, определять содержательно-композиционную модель издания, адресную направленность, видеть социально-политические и экономические предпосылки возникновения изданий, обслуживающих определенный социальный заказ
- сформировать навыки самостоятельного моделирования и прогнозирования развития модели изданий различных типов, их рубричной, тематической, жанровой структуры.
2. Место дисциплины «Система СМИ» в структуре ООП.
Дисциплина «Система СМИ» относится к обязательным дисциплинам базовой части профессионального цикла (Б3.Б.9) учебного плана направления подготовки бакалавра 031300 Журналистика.
Логически и методически «Система СМИ» взаимосвязана с другими дисциплинами базовой и вариативной частей профессионального, гуманитарного, социального и экономического циклов ООП, а именно с «Социологией», «Основы теории литературы», «Политологией» и др.
Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении курса «Система СМИ»: опирается на знания, полученные в ходе изучения курсов: история литературы, основы теории литературы, введение в специальность. Концепции, приобретенные в ходе изучения «Система СМИ» готовят студентов к освоению практических навыков, анализа изданий различных типов.
Требования к знаниям, умениям и готовностям обучающегося, приобретенным в результате освоения дисциплины «Система СМИ»: знание жанровых особенностей издания, основ теории литературы, публицистических особенностей СМИ; умение проанализировать предложенный преподавателем журналистский материал, касающийся какой-либо актуальной проблемы современной журналистики. Полученные компетенции пройдут апробацию в ходе учебных и производственных практик.
3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины «Система СМИ» обеспечивается формирование общекультурных компетенций:
способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-16);
общепрофессиональных:
понимание базовых принципов формирования системы СМИ, представление об основных организационных формах медиаиндустрии (издательские дома, медиахолдинги, акционерные общества), ориентация в современных реалиях функционирования системы СМИ в России, а также в ее инфраструктуре (ПК-7);
знание общих и отличительных черт различных средств массовой информации (печать, телевидение, радиовещание, информационные агентства, интернет-СМИ, мобильных медиа), их типов и видов, базовых типологических признаков (ПК-8);
осведомленность о наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интернет-СМИ, ориентация в современной жанровой и стилевой специфике (ПК-28).
В результате изучения дисциплины «Система СМИ» студент должен знать: основные этапы развития системы СМИ и средств массового общения, сложившихся в России; о творчестве выдающихся мастеров публицистики; этических нормах деятельности, взаимодействиях власти и СМИ России.
В результате изучения дисциплины студент должен уметь: применять полученные знания в практической деятельности, как в прямом виде (для анализа издания, программы в рамках профессиональной деятельности), так и в опосредованном (использование теоретических концепций по аналогии), анализировать явления журналисткой теории и практики в единстве содержания и формы.
В результате изучения дисциплины студент должен владеть: набором теоретических понятий и пониманием логики их связанности, навыками самостоятельного анализа издания, телевидения и радио, представлением об истории крупнейших изданий, деятельности их редакторов, издателей и сотрудников, выработать профессиональные представления о журналистике как явлении социальной, политической и культурной жизни общества.
4. Структура учебной дисциплины «Система СМИ»
Общая трудоемкость дисциплины «Система СМИ» составляет две зачетные единицы (72 часа).