Основы издательского дела
1. Цели и задачи освоения дисциплины «Основы издательского дела»
Цель курса – познакомить студентов с основами современного издательского дела, его системой, стандартами, функционированием, направлениями и тенденциями развития.
Задачи курса:
- сформировать у студентов представления о деятельности современных издательств;
- изучить основные направления профессиональной деятельности сотрудников издательств при редакционно-издательской подготовке печатной продукции;
- дать представление о видах и типах издательской продукции, способах ее подготовки, производства, измерения и стандартизации;
- сформировать представление о служебных и творческих взаимоотношениях между отделами и редакциями издательства, издательством и автором.
2. Место дисциплины «Основы издательского дела» в структуре ОПОП.
Дисциплина «Основы издательского дела» относится к дисциплинам вариативной части и является дисциплиной по выбору (Б1.В.ДВ.4).
Приступая к изучению дисциплины «Основы издательского дела» студент должен знать: систему средств массовой информации; типологию средств массовой информации, их виды и принципы сегментирования, нормативную базу СМИ.
Студент должен уметь: ориентироваться в социальных проблемах журналистики; знать связи с общественностью; анализировать факторы социальных изменений. Студент должен владеть: журналистской и управленческой терминологией; навыками работы с людьми в коллективе; исследовательской работы с различными группами населения, уметь писать журналистские и ПР-тексты.
Изучение дисциплины «Основы издательского дела» должно способствовать формированию у студентов понимание структурных основ функционирования структурных подразделений по связям с общественностью. знать, что представляет собой современное издательство и каковы тенденции в развитии издательского дела в современной России.
Учебно-методический комплекс «Основы издательского дела» составлен с учетом межпредметных связей с такими дисциплинами, как введение в специальность, система СМИ, основы журналистской деятельности, что позволяет студентам более глубоко вникнуть в каждую из изучаемых тем и рассмотреть ту или иную общественную проблему с разных точек зрения и в разных плоскостях.
3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины «Основы издательского дела о» обеспечивается формирование профессиональных компетенций:
- способностью к сотрудничеству с представителями различных сегментов общества, уметь работать с авторами и редакционной почтой (традиционной и электронной), организовывать интерактивное общение с аудиторией, используя социальные сети и другие современные медийные средства, готовность обеспечивать общественный резонанс публикаций, принимать участие в проведении на базе СМИ социально значимых акций (ПК-6);
- способностью участвовать в производственном процессе выхода печатного издания, теле-, радиопрограммы, мультимедийного материала в соответствии с современными технологическими требованиями (ПК-7).
Результаты обучения |
Составляющие результатов обучения |
Способностьк сотрудничеству с представителями различных сегментов общества, уметь работать с авторами и редакционной почтой (традиционной и электронной), организовывать интерактивное общение с аудиторией, используя социальные сети и другие современные медийные средства, готовность обеспечивать общественный резонанс публикаций, принимать участие в проведении на базе СМИ социально значимых акций (ПК-6). |
Знать: знание базовых принципов формирования организационной структуры современной редакции (редакционного комплекса), основных функций сотрудников различного должностного статуса, углубленно – круга обязанностей корреспондентского корпуса |
Уметь: осуществлять селекцию, редактирование, компоновку, перепакетирование и ретрансляцию информации, получаемой из Интернета или поступающей от информационных агентств, других СМИ, органов управления, служб изучения общественного мнения, PR- и рекламных агентств, аудитории, сотрудничать с представителями различных сегментов общества, уметь работать с авторами и редакционной почтой (традиционной и электронной), организовывать интерактивное общение с аудиторией, используя социальные сети и другие современные медийные средства |
|
Формируемые навыки: оперативно готовить материал с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ, в различных жанрах, форматах для размещения на различных мультимедийных платформах – печатных, вещательных, онлайновых, мобильных,обеспечивать общественный резонанс публикаций, принимать участие в проведении на базе СМИ социально значимых акций |
|
способность участвовать в производственном процессе выхода печатного издания, теле-, радиопрограммы, мультимедийного материала в соответствии с современными технологическими требованиями (ПК-7) |
Знать: работу редакции, деятельность журналистов, редакторов в редакциях СМИ, процессе подготовки, верстки и выхода печатного издания, теле-радиопрограммы, медийного материала, технологическую работу редакции |
Уметь: участвовать в производственном процессе выхода печатного издания, теле-, радиопрограммы, мультимедийного материала в соответствии с современными технологическими требованиями, |
|
Формируемые навыки: готовить материалы к печати, выходу в эфир в соответствии с технологическими стандартами, участвовать в производственном процессе выхода издания, теле-, радио- программы (верстке номера или программы, монтаже аудио-, видеоматериала) в соответствии с технологическим циклом на базе современных технологий |
4. Структура учебной дисциплины «Основы издательского дела»
Очная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет четыре зачетных единиц (144 часов), в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - лекционные занятия 34 часов, практические занятия 34 часов, форма контроля – зачет. Самостоятельная работа 40 часов.
Заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часа, в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем -. на лекционные занятия 16 часов, практические занятия 16 часов, самостоятельная работа 103 часа, форма контроля – экзамен – 9 часов