Психология (Менеджмент)
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Психология» являются: повышение общей и психологической культуры; усвоение основных закономерностей функционирования психики; формирование целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности; развитие умений самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий, адекватно оценивать свои возможности.
Задачи данной дисциплины заключаются в ознакомлении с основными направлениями развития психологической науки; овладении понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы психического, инструментарием психологического анализа и проектирования; формировании приемов психической регуляции, системы знаний о сфере развития и возможностях коррекции поведения личности.
В процессе освоения дисциплины студент готовится к решению следующих профессиональных задач: проведению компетентного анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций; организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений; рефлексии; становлению опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Психология» относится к базовым дисциплинам гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1.Б.5).
Место дисциплины в системе подготовки бакалавра обусловлено тем, что будущим специалистам необходимы знания о роли отдельных психических феноменов в целостной психической деятельности о формировании и функционировании психических процессов, состояниях и свойствах личности, познании других людей и самопознании, творческом совершенствовании человека, процессах взаимодействия людей друг с другом, так как ответ на вопрос о значении того или иного психического явления не только приближает к пониманию, но и служит руководством к действию в плане целенаправленного формирования или перестройки личности, связанного с необходимостью гибкого реагирования на процессы социальной действительности.
Программа данного курса предназначена для формирования знаний о механизмах и закономерностях функционирования психики человека, становления элементов психологической культуры, развития навыков саморегуляции и организации коммуникативных связей.
3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование общекультурных - ОК-7, ОК-8, ОК-10, ОК-11, а именно:
Общекультурные компетенции:
- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
- способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8);
- стремление к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);
- умение критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11).
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- предметную область психологии, ее принципы и методы;
- этапы становления психологии как науки, основные психологические теории;
- специфику взаимосвязи деятельности, психики и сознания;
- особенности познавательной деятельности человека – свойства ощущений и восприятия, мышления и речи, воображения и творчества, памяти и внимания;
- аспекты и теории исследования структуры личности;
- сущность проблемы мотивации;
- типологию личности;
- сущность темперамента, характера, эмоций, чувств и воли;
- методы и способы исследования личности.
Уметь:
- применять формы и методы психологического воздействия для повышения эффективности профессионального взаимодействия и совместной деятельности;
- строить свою деятельность с учетом психологических закономерностей и принципов;
- применять элементарные навыки саморегуляции;
- составлять психологическую характеристику личности и интерпретировать собственное психическое состояние;
- применять полученные знания для организации и проведения исследований в коллективах и использовать их для анализа результатов своей практической деятельности.
Владеть:
- понятийно-категориальным аппаратом психологической науки, инструментарием психологического анализа и проектирования;
- простейшими приемами психической регуляции;
- системой знаний о сфере развития и возможностях коррекции поведения личности.