Вопросы к экзамену
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Психология (Менеджмент)»
- Психология как наука. Предмет изучения психологии. Научная и житейская психология.
- Психические явления. Психические факты.
- Современная психология. Ее задачи, принципы и место в системе наук.
- Структура и основные отрасли современной психологии.
- Пространство психологии и условия работы в нем. Значение психологических знаний.
- История развития психологического знания. Проблема предмета психологии.
- Представления древних философов о душе (Демокрит, Аристотель, Сократ, Платон). Психология сознания (Декарт). Свойства сознания. Элементы сознания (В. Джеймс, В. Вундт).
- Метод интроспекции: ?преимущества?; дополнительные требования. Проблемы и трудности. Критика.
- Бихевиоризм и его отношение к сознанию (Дж. Уотсон, Э. Толмен, Э. Торндайк, Б. Скиннер). Программа бихевиоризма. Его заслуги и недостатки.
- Неосознаваемые процессы, их классификация. З. Фрейд и его представления о бессознательном.
- Гуманистическое направление в психологии.
- История становления отечественной психологии.
- Индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность.
- Понятие о психике. Развитие психики в процессе филогенеза.
- Культурно-историческая теория происхождения высших психических функций человека (Л.С. Выготский).
- Понятие о сознании как высшей форме развития психики.
- Взаимосвязь мозга и психики. Психофизиологическая проблема в психологии.
- Общая психологическая характеристика деятельности.
- Методология психологии (общая, специальная, частная).
- Структура психических явлений.
- Основные функции психики.
- Строение и функции нервной системы.
- Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психической деятельности.
- Механизмы организаций движений по Н.А. Бернштейну. Принцип сенсорных коррекций. Схема рефлекторного кольца.
- Сознание ? как высшая форма развития психики. Структура сознания. Сознание и бессознательное.
- Учение о трех функциональных блоках мозга А.Р. Лурия.
- Сущность различий психики животных и человека. Факторы возникновения сознания человека. А.Н. Леонтьев о стадиях развития психики животных.
- Современные теории личности.
- Общее понятие о личности. Взаимосвязь социального и биологического в личности.
- Психологическая структура личности.
- Основные факторы и механизмы развития личности.
- Физиологические основы темперамента. Типы темпераментов и их психологические характеристики.
- Понятие о характере. Природные и социальные предпосылки характера. Формирование характера.
- Общая психологическая характеристика деятельности. Теория деятельности А.Н. Леонтьева.
- Деятельностный подход С.Л. Рубинштейна.
- Схема анализа деятельности.
- Понятие о направленности личности и мотивации деятельности.
- Общая характеристика волевых действий.
- Структура волевого действия.
- Общая характеристика способностей человека.
- Познавательная деятельность. Деятельность и обучение.
- Человек и культура.
- Понятие об ощущении. Виды и свойства ощущений.
- Восприятие. Физиологическая основа восприятия.
- Основные свойства и виды восприятия.
- Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей.
- Общая характеристика представления как психического познавательного процесса.
- Виды представлений. Отличие представлений от персервирующих образов и первичных образов памяти.
- Понятие о памяти. Виды памяти.
- Общая характеристика процессов памяти (запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение). Виды памяти.
- Основные процессы и механизмы памяти.
- Понятие о воображении. Виды воображения.
- Понятие о мышлении. Процессы (операции) мышления.
- Мышление и речь. Виды, функции и характеристики речи.
- Творческое мышление. Мышление и обучение.
- Понятие о внимании. Свойства внимания.
- Физиологическая основа внимания. Виды внимания.
- Интеллект. Оценка интеллекта
- Общая характеристика эмоций. Основные виды эмоций.
- Понятие об эмоциональном стрессе. Физиологические механизмы стресса.
- Понятие об общении. Функции и средства общения.
- Методы исследования познавательных процессов.