Основная образовательная программа
Описание основной профессиональной образовательной программы
высшего образования
Программа академического бакалавриата Журналистика
по направлению подготовки 42.03.01 Журналистика
Профиль подготовки «Широкий»
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ. НАПРАВЛЕННОСТЬ (ПРОФИЛЬ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.АКТУАЛЬНОСТЬ И ВОСТРЕБОВАННОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЖУРНАЛИСТИКА» В ВОЛГОГРАДСКОМ ГУМАНИТАРНОМ ИНСТИТУТЕ
1.1. Настоящая основная профессиональная образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика» (уровень бакалавриата) (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 августа 2014 г. N 951) (далее ФГОС ВО); Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программа бакалавриата, программа специалитета, программа магистратуры (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 апреля 2017 г. № 301г.), другими нормативно-правовыми актами; Уставом Автономной некоммерческой организации высшего образования «Волгоградский гуманитарный институт» (далее Институт) и другими локальными актами Института.
1.2. Настоящая основная профессиональная образовательная программа представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации в Автономной некоммерческой организации высшего образования «Волгоградский гуманитарный институт» при подготовке бакалавров по направлению 42.03.02 «Журналистика».
1.3. Направленность (профиль основной профессиональной образовательной программы). В Волгоградском гуманитарном институте реализуется основная профессиональная образовательная программа по направлению подготовки «Журналистика» широкого профиля.
1.4. Одной из ключевых задач, определяющих динамичное развитие Российской Федерации и конкурентоспособность нашей страны на мировом рынке, является формирование нового поколения профессионалов, способных решать глобальные задачи в различных сферах жизнедеятельности. Высшая школа несет на себе основную ответственность за создание соответствующего современным требованиям кадрового ресурса страны, необходимого для реализации стратегии развития России.
Для реализации настоящей ОПОП ставятся и решаются задачи создания образовательной, научной и организационно-методической среды, обеспечивающей подготовку кадров по направлению «Журналистика»,
1.8. При реализации ОПОП создано единое информационное поле, позволяющее, в том числе, организовать единую систему быстрого оповещения о событиях в Институте. Сформирован Интернет-ресурс, предоставляющий возможность получения студентами адресов электронной почты в домене Волгоградского гуманитарного института, что позволяет быстро доводить до сведения обучающихся необходимую учебную и иную информацию.
При реализации ОПОП по направлению «Журналистика» студенты не только получают необходимые знания. У них формируются морально-этические качества, необходимые настоящим профессионалам своего дела. Такой подход является продолжением давних традиций образования, позволяющих воспитать настоящих специалистов и достойных членов гражданского общества.
II. ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. СРОК ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Объем, нормативный срок, общая трудоемкость освоения ОПОП бакалавра
Наименование ОПОП ВО |
Квалификация (степень) |
Нормативный срок освоения ОПОП ВО (для очной формы обучения), включая последипломный отпуск |
Трудоемкость (в зачетных единицах) |
|
код в соответствии с принятой классификацией ОПОП ВО |
наименование |
|||
ОПОП бакалавриата |
42.03.02 |
бакалавр |
4 года |
240 |
2.2. Содержание основной профессиональной образовательной программы
Структура программы бакалавриата |
Объем программы бакалавриата в з.е. |
|
Блок 1 |
Дисциплины (модули) |
204 |
|
Базовая часть |
108 |
Вариативная часть |
96 |
|
Блок 2 |
Практики |
30 |
Вариативная часть |
30 |
|
Блок 3 |
Итоговая аттестация |
6 |
Базовая часть |
6 |
|
Объем программы бакалавриата |
240 |
III. ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, К КОТОРЫМ ГОТОВЯТСЯ ВЫПУСКНИКИ
3.1. Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки Журналистика включает решение профессиональных задач в средствах массовой информации и в смежных информационно-коммуникационных сферах.3.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки Журналистика является массовая информация, передаваемая по различным каналам средствами массовой информации (далее - СМИ) и другим медиа, адресованная различным аудиторным группам.
3.3. Бакалавр по направлению подготовки Журналистика готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
журналистская авторская;
редакторская;
проектно-аналитическая.
При разработке и реализации программы бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.
Программа бакалавриата формируется организацией в зависимости от видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:
ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа академического бакалавриата);
ориентированной на практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа прикладного бакалавриата).
3.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:
журналистская авторская деятельность:
создание материалов для различных типов, видов СМИ и других медиа с учетом их специфики;
редакторская деятельность:
приведение предназначенных для размещения в газете, журнале, на информационной ленте, в теле-, радиоэфире, интернет-СМИ, материалов в соответствие с языковыми нормами, профессиональными стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов;
проектно-аналитическая деятельность:
участие в разработке и коррекции концепции медиапроекта, определении его формата, в различных видах программирования, планирования;
организационно-управленческая деятельность:
участие в соответствии с должностным статусом в организации работы медиапредприятий, их подразделений, творческих коллективов;
социально-организаторская деятельность:
привлечение к сотрудничеству со СМИ и другими медиа представителей различных сегментов общества, организаций, учреждений и взаимодействие с ними;
производственно-технологическая деятельность:
участие в производственном процессе выпуска издания, теле-, радиопрограммы, интернет-СМИ и других медиа на базе современных технологий.
IV. ПРАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА
4.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
способностью использовать знания в области общегуманитарных социальных наук (социология, психология, культурология и других) в контексте своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-3);
способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);
способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-5);
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-6);
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-7);
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-8);
способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-9);
способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-10).
4.2. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
способностью осуществлять общественную миссию журналистики, эффективно реализовывать функции СМИ, понимать смысл свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста и следовать этому в профессиональной деятельности (ОПК-1);
способность ориентироваться в мировых тенденциях развития медиаотрасли, знать базовые принципы формирования медиасистем, специфику различных видов СМИ, особенности национальных медиамоделей и реалии функционирования российских СМИ, быть осведомленным в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа (ОПК-2);
способностью понимать сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, знать ее базовые характеристики, смысл социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ОПК-3);
способностью ориентироваться в основных этапах и процессах развития отечественной литературы и журналистики, использовать этот опыт в практике профессиональной деятельности (ОПК-4);
способностью ориентироваться в основных этапах и процессах развития зарубежной литературы и журналистики, использовать этот опыт в профессиональной деятельности (ОПК-5);
способностью анализировать основные тенденции формирования социальной структуры современного общества, ориентироваться в различных сферах жизни общества, которые являются объектом освещения в СМИ (ОПК-6);
способностью руководствоваться в профессиональной деятельности правовыми нормами, регулирующими функционирование СМИ (ОПК-7);
способностью следовать в профессиональной деятельности основным российским и международным документам по журналистской этике (ОПК-8);
способностью базироваться на современном представлении о роли аудитории в потреблении и производстве массовой информации, знать методы изучения аудитории, понимать социальный смысл общественного участия в функционировании СМИ, природу и роль общественного мнения, знать основные методы его изучения, использовать эффективные формы взаимодействия с ним (ОПК-9);
способностью учитывать в профессиональной деятельности психологические и социально-психологические составляющие функционирования СМИ, особенности работы журналиста в данном аспекте (ОПК-10);
способностью учитывать в профессиональной деятельности экономические регуляторы деятельности СМИ, знать базовые принципы формирования организационной структуры редакционного комплекса, функции сотрудников различного должностного статуса и углубленно круга обязанностей корреспондентского корпуса, знать технологию продвижения публикаций СМИ, основы медиаменеджмента (ОПК-11);
способностью понимать сущность журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками медиапроизводства; индивидуальную и коллективную деятельность; текстовую и внетекстовую работу (проектную, продюсерскую, организаторскую), следовать базовым профессиональным стандартам журналистской работы (ОПК-12);
способностью следовать принципам работы журналиста с источниками информации, знать методы ее сбора, селекции, проверки и анализа, возможности электронных баз данных и методы работы с ними (ОПК-13);
способностью базироваться на знании особенностей массовой информации, содержательной и структурно-композиционной специфики журналистских публикаций, технологии их создания, готовность применять инновационные подходы при создании медиатекстов (ОПК-14);
способностью ориентироваться в наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интернет-СМИ, современной жанровой и стилевой специфике различного рода медиатекстов, углубленно знать особенности новостной журналистики и представлять специфику других направлений (аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая журналистика) (ОПК-15);
быть способным использовать современные методы редакторской работы (ОПК-16);
способностью эффективно использовать лексические, грамматические, семантические, стилистические нормы современного русского языка в профессиональной деятельности (ОПК-17);
способностью эффективно использовать иностранный язык в связи с профессиональными задачами (ОПК-18);
способностью понимать специфику работы в условиях мультимедийной среды, владеть методами и технологиями подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, графика, анимация) (ОПК-19);
способностью использовать современную техническую базу и новейшие цифровые технологии, применяемые в медиасфере, для решения профессиональных задач, ориентироваться в современных тенденциях дизайна и инфографики в СМИ (ОПК-20);
способностью применять знание основ паблик рилейшнз и рекламы в профессиональной деятельности (ОПК-21);
способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-22).
4.3. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:
журналистская авторская деятельность:
способностью выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа (ПК-1);
способностью в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах (ПК-2);
редакторская деятельность:
способностью анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов (ПК-3);
проектно-аналитическая деятельность:
способностью разрабатывать локальный авторский медиапроект, участвовать в разработке, анализе и коррекции концепции СМИ (ПК-4);
4.3. Планируемые результаты обучения по каждой дисциплине и практике – знания, умения, навыки, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной программы включаются в Учебно-методический комплекс дисциплины, программы практик, программы итоговой аттестации.
V. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
(ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА)
5.2.1. Реализация программы бакалавриата обеспечивается научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы бакалавриата
Всего ставок: 7,9 |
Количество ставок |
Доля % |
Доля штатных научно-педагогических работников (в приведённых к целочисленным значениям ставок) от общего количества научно-педагогических работников организации |
6,3 ставок |
79 % |
Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата |
5,6 ставок |
70,8 % |
Доля НПР, имеющих ученую степень доктора и (или) учёное звание профессора |
1,1 ставки |
13,9 % |
Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы бакалавриата (имеющих стаж работы в соответствии с требованиями ФГОС) в общем числе работников, реализующих программу бакалавриата |
0,5 ставок |
6,3 % |
Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата |
7,9 |
100 % |
VI. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА
6.1. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплин и прохождения практик, промежуточная аттестация обучающихся (далее - промежуточная аттестация) - оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплинам и прохождения практик (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).6.2. Формы промежуточной аттестации, ее периодичность и порядок ее проведения, а также порядок и сроки ликвидации академической задолженности устанавливаются локальным нормативным актом Института.
6.3. Оценивание результатов обучения производится по пятибалльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «зачтено», «не зачтено».
6.4. Промежуточная аттестация включает: экзамен, зачет, зачет с оценкой. Конкретная форма аттестации устанавливается Учебным планом, принятым Ученым советом и утвержденным ректором Института.
По результатам выполнения курсовой работы выставляется оценка.
По результатам проведения практики (промежуточная аттестация) выставляется оценка.
6.5. В Итоговую аттестацию входит сдача государственного экзамена.
По результатам проведения итогового экзамена выставляется оценка.
Конкретные формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости промежуточной аттестации обучающихся, а также порядок и сроки ликвидации академической задолженности устанавливаются Учебно-методическими комплексами дисциплин, распоряжениями проректора по учебной работе, учебным планом по соответствующему направлению и расписанием, утверждаемым проректором по учебной работе, положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация обучающихся и итоговая аттестация обучающихся проводятся в форме контактной работы и в форме самостоятельной работы обучающихся, практика - в форме контактной работы и в иных формах, определяемых организацией.
6.6. По результатам успешного освоения основной профессиональной образовательной программы «Журналистика» выдается документ об образовании и о квалификации.
6.7. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую аттестацию выпускников
6.8. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и иные формы и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств входят в состав УМК.
6.9. Обучающимся предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
Основная профессиональная образовательная программа