Введение в профессию
«ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ»
Вопросы для подготовки к экзамену:
- Житейская, научная, прикладная и практическая психология. Характер отношений между ними.
- Специфика прикладной психологии и психологической практики как отраслей психологии и видов профессиональной деятельности. Основной круг задач в сфере прикладных психологических исследований и психологической практики.
- Мифические представления о психологе в современном российском обществе и его реальное предназначение на рынке профессиональных услуг.
- Проблема ответственности психолога-исследователя и психолога-практика. Этические и моральные принципы деятельности психолога-профессионала. Характер соотношения этичности и эффективности средств профессионального психолога.
- Профессиональная деятельность и профессионализм как интегральная характеристика субъекта профессиональной деятельности. Значимые компоненты профессионализма: профессиональные способности, профессиональное сознание и самосознание, профессиональное мышление.
- Процесс становления субъекта профессиональной деятельности. Основные этапы развития профессионализма.
- Специфика учебно-профессиональной подготовки психолога в высших учебных заведениях. Важнейшие требования к процессу образования и развития психолога как будущего профессионала. Проблема дилетантизма в психологии.
- Сфера деятельности психолога-исследователя. Характер профессиональной компетентности специалиста, проводящего психологические исследования.
- Сфера деятельности психолога-практика. Особенности профессиональной компетентности специалиста в области практической психологии.
- Условия продуктивной деятельности психолога-профессионала. Качества работы квалифицированного психолога.
- Специфика социальной и профессиональной позиции практического психолога в отличии от других «помогающих» специалистов (врач, педагог, юрист, социальный работник, священник).
- Психологическая информация как основа оказания профессиональной психологической помощи. Основные способы получения психологических знаний о человеке. Значимые аспекты грамотного преподнесения психологической информации.
- Характер речи профессионального психолога. Возможности использования образных сообщений для передачи психологической информации.
- Социальный заказ на работу психолога, его связь с профессиональной деятельностью специалиста-практика и специалиста-прикладника.
- Потребители психологических услуг: позиции заказчика, клиента и пользователя психологической информацией. Особенности взаимодействия с ними практического психолога.
- Основные типы задач взаимодействия клиента с практическим психологом (социальные, нравственные, этические, психологические). Способы фиксации содержания психологической задачи для клиента.
- Понятие о психологической помощи населению. Ведущие направления профессиональной деятельности практического психолога. Краткая характеристика видов и форм психологической помощи. Практическое обеспечение процесса оказания психологической помощи.
- Роль психологических знаний и обобщенной теории в работе психолога. Проблема дифференциации психологических знаний о человеке как блага и зла.
- Научные категории, отражающие значимые аспекты психологической реальности (образ, действие, мотивация, индивид, личность, индивидуальность).
- Краткая характеристика основных теоретических подходов к оказанию психологической помощи (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология).
- Сущность и значение психологического просвещения. Формы и направления этой работы. пути формирования потребности в психологических знаниях у населения.
- Сущность и значение психологической профилактики. Способы ее осуществления.
- Специфика психодиагностики. Проблема получения психологической информации о клиенте в работе психодиагноста. Процесс использования психодиагностических данных при оказании психологической помощи.
- Специфика психокоррекции. Взаимосвязь психодиагностической и психокоррекционной работы. Пути и средства психокоррекции, критерии ее эффективности.
- Сущность психологического консультирования. Важнейшие аспекты организации деятельности психолога-консультанта.
- Краткая характеристика беседы как основного метода консультативной работы. Проблема ее построения в ситуации консультирования.
- Основные принципы организации и осуществления психологического консультирования в гуманистической парадигме. Условия фасилитирующей психологической атмосферы по карлу Роджерсу.
- Сущность и значение конгруэнтности, безусловного принятия и эмпатического понимания. Правила беседы по способу активного слушания.
- Характер деятельности психотерапевта. Своеобразие психотерапевтической помощи и условия ее эффективности. Виды психотерапии.
- Возможности реконструкции личности клиента в процессе психотерапии. «Психотерапевтический миф» и его функции в процессе оказания психологической помощи.
- Место и роль психолога в системе образования. Характер приложения его профессиональных услуг и содержание деятельности.
- Особенности работы психолога в лечебных учреждениях. Цели и задачи психологической помощи.
- Основные направления деятельности семейной психологической службы.
- Сущность и содержание психологической работы на предприятиях и в сфере управления.
- Практика психологической помощи в правоохранительной системе. Специфика функций армейского психолога.
- Характер психологических услуг в сфере рекламы и СМИ.
- Основные направления работы политического психолога.
- Содержание деятельности преподавателя психологии. Технология лекционной работы.
- Проблемы взаимодействия психолога с представителями смежных профессий. Предмет сотрудничества и специфика профессиональных контактов психолога с педагогами, юристами, медицинскими и социальными работниками.