Психология общения
«ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
Вопросы к зачету
- Исторический аспект становления дисциплины (в работах Платона, Аристотеля, Ф.Аквинского , Ж.-Ж.Руссо, М.Вебера и др.).
- Аспекты проблемы психологии народов (И.Фихте, Г.Гегель, В.Вундт, В.Ключевский), психологии масс (Н.Михайловский, Г. Лебон, Г.Тард), теории об инстинктах социального поведения (У.Мак-Даугалл, Э.Трондайк, Б.Скиннер, З.Фрейд, Э.Берн).
- Предмет и объект дисциплины «Психология общения», ее цели и задачи.
- Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения.
- Модели и цели общения.
- Особенности делового общения.
- Основные характеристики позиций личности в общении.
- Трансакция, взаимодополняющие, скрытые и невзаимодополняющие трансакции.
- Психологические механизмы восприятия: стереотипизация, факторы превосходства, привлекательности, отношения и понимания.
- Психологические механизмы восприятия и понимания (идентификация, эмпатия и рефлексия).
- Вербальная передача информации. Искажение смысла и потеря информации.
- Инструментарии вербального контакта: существо дела, призыв, самораскрытие, отношение.
- Этапы общения (контакт, ориентация, проблема, решение, выход из контакта).
- Язык как средство общения. Свойства речи (содержательность, понятность, выразительность, воздейственность).
- Функции речи (выражения, воздействия, обозначения, сообщения).
- Невербальное поведение человека как средство выражения психических состояний.
- Классификация невербальных средств общения - кинесика, просодика и экстралингвистика, такесика, проксемика
- Рабочая группа как общность людей. Профессиональная, ценностно-мировоззренческая сферы и сфера межличностных отношений
- Психологические механизмы регуляции коллективной деятельности (адаптация, коммуникация, идентификация, интеграция).
- Структура имиджа (природные качества, эрудиция, воспитанность, профессионализм). Эффекты фасцинации и аттракции, их воздействие на социальные группы.
- Правила убеждающего воздействия. Вытеснение и замещение как составляющие механизма убеждения.
- Тактика убеждения. Технические методы убеждения.
- Информирование, разъяснение, доказательство и опровержение как составляющие процедуры убеждения.
- Технология беспроблемного общения Т.Гордона (концепция «владения проблемой»).
- Технология подлинного общения Э.Берна (трансактный анализ как инструмент совершенствования межличностного взаимодействия).
- Технология моделирования успеха в общении Р.Бендлера и Дж.Гриндера (концепция нейролингвистического программирования).
- Виды деловых разговоров. Структура подготовки (формулировка цели, составление плана, приемы привлечения внимания, фиксирование информации).
- Правила ведения делового телефонного разговора. Приемы рационализации общения
- Особенности убеждения аудитории. Подготовка к выступлению.
- Методы изложения материала (индуктивный, дедуктивный, аналогии, концентрический, ступенчатый и исторический).
- Психологические факторы, используемые в процессе выступления. Привлечение и удержание внимания в процессе выступления
- Профессиональная этика. Деловой этикет.
- Языковые неточности. Речевые штампы и канцеляризмы. Семантические, лексические, грамматические, стилистические, логические ошибки. Речевые стандарты.
- Деловая одежда мужчины и женщины. Деловой набор.