Психодиагностика
«ПСИХОДИАГНОСТИКА»
Вопросы к зачету
- Психодиагностика как наука.
- Объект, предмет и задачи психодиагностического исследования.
- Принципы психодиагностики.
- Основные отрасли психодиагностики.
- Дифференциальная психометрика как отрасль психодиагностики.
- Сфера применения психодиагностических знаний.
- Задачи практического психолога в области психодиагностики.
- Основные проблемы и тенденции развития психодиагностики в России и за рубежом.
- Истоки психодиагностики.
- Роль в возникновении и развитии психодиагностики В. Вундта, Г. Эббингауза, Дж. Кеттелла, Ф. Гальтона.
- Генезис индивидуального тестирования.
- Вклад в развитие психодиагностики А. Бине, Т. Симона, В. Штерна,Л. Термена.
- Возникновение группового тестирования. Американские армейскиетесты «Альфа» и«Бетта».
- Развитие методов и методик психодиагностики. Тесты специальных способностей и достижений.
- Работы Ч. Спирмена, Л. Терстоуна.
- Развитие аппаратурных методов психодиагностики.
- Современное состояние зарубежной психодиагностики. Работы А. Анастази, Г. Айзенка, Р. Кеттелла и др.
- Развитие отечественной психодиагностики. Вклад И. П. Павлова, И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, Г.И. Россолимо, А.Ф. Лазурского.
- Достижения психотехники в трудах И. Н. Шпильрейна, С. Г. Геллерштейна, Н.Д. Левитова.
- Кризис психотехники в30-е годы20 века.
- Возрождение отечественной психодиагностики в 60-70-е годы 20 века.
- Современное состояние отечественной психодиагностики. Работы К.М. Гуревича, Б.Ф. Бурлачука, А. Г. Шмелева и др.
- Понятие психодиагностической методики. Понятие теста.
- Основные подходы к классификации психодиагностических методик.
- Бланковые и аппаратурные методы.
- Индивидуальные и групповые методы.
- Основные характеристики и разновидности тестов.
- Основные характеристики и разновидности опросников.
- Основные характеристики и разновидности проективных методик.
- Основные статистические понятия, используемые в психодиагностике: генеральная совокупность, выборка, вероятностный закон распределения.
- Нормальный закон распределения и его свойства.
- Понятие репрезентативности выборки. Методы обеспечения репрезентативности выборки.
- Процедура статистического вывода.
- Понятие статистической достоверности различий.
- Разновидности статистических методов анализа и обработки экспериментальных данных.
- Описательная статистика.
- Методы проверки гипотез.
- Методы анализа данных.
- Понятие валидности. Измерение валидности. Валидизация тестов
- Виды валидности: критериальная, прогностическая, очевидная, конструктная, содержательная и др.
- Понятие надежности психодиагностической методики.
- Виды надежности. Надежность-устойчивость и надежность-согласованность.
- Измерение надежности психодиагностических методик.
- Ретестовая надежность.
- Надежность параллельных форм.
- Надежность как точность измерения.
- Надежность относительно постоянства условий измерения.
- Виды психодиагностических шкал.
- Стандартизация тестовых показателей.
- Этапы процедуры стандартизации психодиагностической методики.
- Основные показатели качества стандартизации.
- Понятие адаптации теста. Проблема адаптации зарубежных психодиагностических методик.
- Адаптация и стандартизация психодиагностической методики.
- Понятие тестовых норм. Виды тестовых норм.
- Абсолютные тестовые нормы.
- Нормы, основанные на нормальном распределении показателя.
- Критериальные нормы. Групповые нормы.
- Процентильная нормализация шкалы.
- Линейные и нелинейные преобразования измерительных шкал.
- Основные свойства нервной системы (сила, уравновешенность и динамичность, лабильность и подвижность).
- Классификация методик определения свойств нервной системы.
- Аппаратурные методики определения свойств нервной системы.
- Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям.
- Методика Ильина«Теппинг-тест».
- Методика Я. Стреляу.
- Концепции темперамента. Применение опросника Г. Айзенка для определения свойств темперамента.
- Методика ОСТ В.М. Русалова.
- Диагностика памяти. Виды памяти. Кратковременная, оперативная и долговременная память. Числовая и образная память.
- Аппаратурные методики изучения памяти.
- Методики определения характеристик оперативной памяти.
- Методики определения характеристик долговременной памяти.
- Диагностика внимания. Основные характеристики внимания: объем, концентрация, устойчивость, распределенность, переключаемость.
- Аппаратурные методики изучения внимания.
- Таблицы Шульте.
- Методика«Черно-красная таблица» Ф. Горбова.
- Корректурная проба Бурдона.
- Диагностика способностей и интеллекта. Индивидуальные, групповые тесты и тесты для специфических популяций.
- Концепции интеллекта Спирмена и Терстоуна. КоэффициентIQ.
- Наследственность и изменчивость. Мотивация и интеллект.
- Факторный анализ интеллекта.
- Проблемы тестирования взрослых.
- Изменение показателей тестов интеллекта на уровне популяции.
- Тест Векслера.
- Тест Г. Айзенка.
- Структура интеллекта по Р. Амтхауэру.
- Школьный тест умственного развития(ШТУР).
- Прогрессивные матрицы Равена.
- Тесты способностей, свободные от влияния культуры.
- Диагностика характеристик мышления.
- Креативность и интеллект. Тесты креативности Дж. Гилфорда, П. Торранса.
- Методика А. Лачинса для определения ригидности-пластичности мышления.
- Методы постановки психологического диагноза.
- Этико-правовые основы психодиагностики. Этика и деонтология психодиагностики. Правовые основы психодиагностики.
- Проблемы создания и применения бланковых и аппаратурных психодиагностических методик.
- Перспективы и основные направления дальнейшего развития психодиагностических методов.