Практикум по психологическому консультированию
«ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ»
Вопросы к зачету (с оценкой):
- Понятие психологического консультирования. Место психологического консультирования в системе терапевтической психологии.
- Консультирование как практика оказания помощи в медицине, психологии, социальной работе и педагогике. Специфика психологического консультирования.
- Концепции воздействия и взаимодействия в психоконсультировнии (диалогичность).
- Соотношение понятий «психотерапия» и «психологическое консультирование» в континууме терапевтической психологии.
- Общие цели и задачи психологического консультирования
- Общие принципы консультирования в зарубежной и отечественной психологии.
- Типы проблемных ситуаций клиентов.
- Особенности состояний и отношения клиентов к проблеме.
- Классификация видов консультирования по различным основаниям.
- Частные этические принципы психологического консультирования.
- Требования к личности психолога-консультанта.
- Требования к подготовке консультанта.
- Теоретические основы психодинамической модели консультирования.
- Процессуальные характеристики психодинамического консультирования.
- Перенос и контрперенос в психологическом консультировании.
- Основные цели и задачи консультанта бихевиорального направления.
- Общая схема когнитивно-бихевиорального консультирования (Д. Вольпе)
- Процессуальные характеристики консультирования в когнитивно-бихевиоральной модели.
- Характеристики консультирования в рамках гуманистической и экзистенциальной модели.
- Гештальт – консультирование (Ф.Перлз).
- Цели и процессуальные характеристики консультирования в клиент-центрированном подходе
- Метафора в консультировании.
- Диагностика в процессе консультирования.
- Специфика групповой консультации.
- Стадия установления отношений и заключения контракта: основная задача.
- Схема предварительного интервью с клиентом, основные блоки вопросов.
- Ситуации отказа от совместной работы, правила отказа.
- Контракт: психологический и юридический смысл, формы и приблизительное содержание.
- Стадия изложения проблемы и прояснения запроса: основные задачи, позиции клиента и психолога на данной стадии.
- Анализ жалобы клиента: субъектный и объектный локус.
- Самодиагноз клиента.
- Квалификация запроса клиента.
- Анализ опыта, поведения и чувств клиента.
- Ведущие умения и ошибки консультанта на второй стадии.
- Схема анализа проблемы. Функциональное значение проблемы, техники биполярности.
- Стадия переформулирования проблемы и постановки терапевтической цели.
- Стадия проработки проблемы.
- Трансформация внутренних изменений клиента в реальное поведение.
- Стадии завершения и контроля.
- Правила установления контакта.
- Техники беседы, интервью, вопросов.
- Сократовский диалог.
- Невербальные техники активного слушания.
- Уровни эмпатийного слушания.
- Техники информирования, совета, обратной связи.
- Техники завершения консультации.