Педагогика
«ПЕДАГОГИКА»
Вопросы для подготовки к экзамену:
- Раскройте место педагогики в системе наук о человеке.
- Сделайте ретроспективный анализ педагогических идей и воспитательных практик, послуживших основой педагогической науки.
- Охарактеризуйте педагогику как науку, определите ее объект, предмет, основные категории.
- Дайте характеристику методов исследования в педагогике.
- Методология педагогики: ее сущность, уровни, функции, теоретические подходы.
- Охарактеризуйте основные образовательные парадигмы, которыми руководствуются ученые и педагоги-практики в своей работе в начале ХХI века.
- Образование как система, процесс и социокультурный феномен. Дайте их содержательную характеристику.
- Система образования Республики Беларусь: ее структура и функции.
- Закон об образовании Республики Беларусь. Охарактеризуйте права и обязанности учащихся и студентов РБ.
- Охарактеризуйте сущность педагогической структуры личности и определите ее место и роль в становлении профессиональности современного специалиста.
- Охарактеризуйте сущность классического образования, его исторические корни, современное состояние и тенденции развития.
- Многоуровневая система в классическом университете: ее цели и содержание.
- Народная педагогика: ее сущность и роль в развитии педагогической науки и воспитательной практики на территории Древней Руси, современной Беларуси.
- Связь педагогики с другими науками, ее правомерность и необходимость. Формы и типы связей педагогики с другими науками.
- Охарактеризуйте не менее трех (по выбору) концепций, исследовавших детерминирующие развитие личности факторы.
- Дайте характеристику основных факторов развития личности. Отрефлексируйте влияние любого из них на становление собственной личности.
- Социальное пространство и его роль в социализации личности.
- Раскройте роль обучения, воспитания и образования в социализации личности ХХI века.
- Структура учебной деятельности: ее характеристика как деятельности самоизменения, саморазвития субъекта.
- Закономерности развития личности в процессе обучения. Принципы развивающего обучения как дидактические регулятивы целостного образовательного процесса.
- Сущность процесса воспитания, его закономерности и принципы.
- Социализация личности: ее сущность и условия. Взаимосвязь социализации, образования, обучения и воспитания в целостном процессе жизнедеятельности человека. Принципиальные различия между социализацией, образованием, воспитанием, обучением и развитием личности.
- Факторы социализации личности, их характеристика. Социализированность и воспитанность. Их соотношение.
- Типы и характеристика потенциальных и реальных “жертв” неблагоприятных условий социализации.
- Семья, ее роль и функции в развитии, воспитании и социализации личности.
- Принципы семейного воспитания и его правовые основы.
- Сфера жизнедеятельности как предел распространения активности личности по отношению к окружающей среде, ее условиям. Доминирующие сферы жизнедеятельности личности как ее субъекта.
- Оптимальная система видов деятельности как условие разностороннего развития личности. Соотношение “событийности” и “повседневности” в жизнедеятельности учащихся.
- Общение как фактор развития личности. Ассертивная техника общение и ее сущность.
- Речевое поведение субъектов общения. Словесные действия и их характеристика.
- Деструктивное общение и его истоки.
- Раскройте сущность игры как сферы жизнедеятельности и охарактеризуйте ее функции. Проведите ретроспективный анализ собственной жизнедеятельности и определите, какой из ее этапов был более (менее) всего насыщен (обеднен) игрой.
- Самосовершенствование человека как сущность его жизнедеятельности, профессионального бытия.
- Компетентность, конкурентоспособность, педагогическая позиция личности по отношению к самой себе – системообразующие характеристики личности ХХI века. Их сущность, структура.
- Акмеологические основы самосовершенствования личности: их природа и условия реализации. Самообразование, его источники и функции.
- Карьера человека как условие и уровень его самореализации. Виды карьеры.
- Алгоритм построения карьеры (по Г.С. Альтшуллеру и К.А. Абульхановой-Славской). Самовоспитание и личностный рост.
- Сила личности и ее истоки (по П. Вайнцвайгу).
- Творчество как педагогическое явление. Субъективное и объективное творчество.
- Личные качества творческой личности. Творческая направленность, творческий потенциал.
- Факторы, детерминирующие и блокирующие развитие творческого потенциала личности.
- Образовательно-воспитательная среда учебного заведения, ориентированная на развитие творческого потенциала личности. Принципы ее создания.
- Методы и технологии образовательного процесса, стимулирующие развитие творческого потенциала учащихся.
- Общая характеристика педагогической профессии.
- Своеобразие педагогической профессии. Взаимоотношения с людьми.
- Коллективный характер педагогической деятельности.
- Перспективы развития педагогической профессии. Педагогическая специальность. Педагогическая специализация. Педагогическая квалификация.
- Функции педагогической деятельности. Роль и функциипедагога
- Особенности педагогической деятельности учителя в условиях Республики Тыва.
- Творческая природа труда учителя.
- Сущность педагогической деятельности.
- Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы.
- Профессиональный портрет педагога
- Сфера деятельности социального педагога. Специализация в работе
- Профессиональная деятельность и личность педагога.
- Организационная и прогностические функции социального педагога
- Понятие педагогической деятельности, педагогического действия, педагогической системы, педагогической технологии.
- Основные виды педагогической деятельности.
- Личность учителя и личность ребенка.
- Структура педагогической деятельности.
- Педагогические способности.
- Общая и профессиональная культура педагога.
- Государственный образовательный стандарт, его содержание.
- Требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога.
- Педагогическое общение как вид педагогической деятельности.
- Понятие о профессиональной компетентности. Структура профессиональной компетентности педагога (модель профессиональной компетентности учителя).
- Основы самообразования студентов педагогического вуза и учителей.
- Содержание теоретической готовности учителя.
- Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры учителя.
- Содержание практической готовности учителя.
- Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство.
- Специальные знания, умения и навыки (связанные с предметом) педагога.
- Профессионально-личностное становление и развитие педагога.
- Понятие профессиограммы как отражение инвариативных, идеализированных параметров личности и профессиональной деятельности.
- Профессионально обусловленные требования к личности педагога.
- Системно-функциональный подход к педагогической деятельности.
- Учитель как субъект педагогической деятельности. Позиция педагога. Характеристика, данная Л.Б. Ительсоном, о типичных ролевых педагогических позициях.
- Технологический компонент профессионально-педагогической культуры учителя.
- Развитие личности учителя в системе педагогического образования.
- Особенности и закономерности развития школьника.
- Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности.
- Личность ученика как объекта и субъекта педагогической деятельности.
- Профессиональное самовоспитание учителя. Способы профессионального самовоспитания.
- Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры учителя.
- Многоуровневая подготовка специалиста (цели и задачи)