Основы психодрамы
«ОСНОВЫ ПСИХОДРАМЫ»
Вопросы к зачету с оценкой
- Этапы творческого пути Я.Л. Морено, создание психодрамы, социометрии и групповой психотерапии.
- Основные психодраматические понятия и этапы психодрамы: «разогрев», «действие»,«ролевая обратная связь», «шеринг». Процесс анализ, его задачи.
- Проблема сопротивления и доверия, формы сопротивления, методы работы ссопротивлением, достоинства и недостатки групповых форм работы.
- Основные роли директора психодрамы, феномен контрпереноса, этические требования и проблема границ.
- Подготовка группы к работе «разогрев», активизация спонтанности и повышение уровня доверия, групповые игры, «чекинг», фазы развития группы.
- Различия между ролевой игрой и психодрамой: техники, задачи, области применения, временные ограничения, соотношение импровизации и заданного сценарием, степень активности, отличие заключительных фаз.
- Феномен переноса в психодраме и других формах психотерапии, сущность переноса, эмпатия и «теле», групповое бессознательное.
- Директор/ведущий – профессиональные качества, роли, способности и личностные характеристики, необходимые для понимания других и успешной работы с группой.
- Омнипотентные тенденции в работе ведущего и их влияние на особенности групповой работы, процессы интроекции и сепарации. Методы работы ведущего над собой, динамика представлений о тренере и поиск своего стиля.
- Понятия: «теле», «социальный атом» и его строение, «социальная смерть».
- Социометрия, социометрические критерии, динамические социометрические и идентификационные упражнения в группе.
- Основные психодраматические техники, их предназначение и особенности выполнения.
- Применение психодрамы при работе с заболеваниями, анализ жизненных событий,«синдром годовщины», геносоциограмма по А. Шутценбергер.
- Конкретность описания, аутентичность поведения («здесь и сейчас», максимальное вовлечение, спонтанные описания) как принципы использования ролевых игр впсихотерапии.
- Принцип фокусировки, изменения временных параметров, драматизации, внешнего воплощения внутреннего.
- Сложные групповые ситуации, трудности тренера и пути их преодоления.
- Особенности психоаналитически ориентированных форм психодрамы.
- Основные понятия, применяемые для объяснения диадного и группового взаимодействия: перенос и контрперенос, психологическая защита: (проекция, сопротивление, вытеснение, рационализация), сепарация, интроекция, регрессия, групповое бессознательное).
- Техника проведения психодрамы, центрированной на протагонисте, ее особенности и этапы.
- Психодрама, направленная на группу, центрированная на группе и на теме.
- Практическая работа с группой на стадии разогрева, цели, задачи, техники. Способыорганизации и формы проведения упражнений и групповых игр.
- Понятие «катарсис», катарсис в психодраме.
- Особенности применения психодрамы в работе с подростками (интрапсихическая психодрама Питцеле).
- Применение психодрамы в работе с семьей.
- Особенности использования психодрамы с жертвами насилия: дети и взрослые.
- Особенности работы со сверхреальностью в психодраме (добавочной реальностью, завершение незавершенных событий, работа со сновидениями, проба будущего,«волшебный магазин».
- Основное содержание и задачи заключительной стадии психодрамы, ролевая и идентификационная обратная связь, шеринг, правила его проведения, процесс анализа.
- Содержание основного этапа психодрамы.
- Назначение и снятие ролей, обмен ролями, дублирование, функции дубля.
- Первые психодраматические и театральные опыты Я.Л. Морено. Этапы психодраматического движения.
- Социометрические исследования Я.Л. Морено в начале 30-х годов, возникновение социометрии, социометрический тест, социограмма, социодинамические законы.
- Психодрама в работе с людьми, имеющими серьезные трудности в обучении.
- Роль, ролевое поведение, психосоматические и соматические роли.
- Психодраматерапия и динамика влечений (Г.Лейтц).
- Психодраматерапия и социометрия (Г.Лейтц).
- Психодраматерапия в аспекте теории ролей: психопатологические нарушения, ролевой дефицит, атрофия ролей, ролевые конфликты.
- Спонтанность, действие, креативность, «консервы», креативные качества человека.
- Ролевое развитие, его стадии, связь с обучением и базовыми психодраматическими техниками.
- Особенности проведения психодрамы с преступниками.
- Роли клиентов в психотерапевтической группе.
- Динамические процессы в группе, понятие о групповой динамике, элементы групповой динамики.
- «Трудные» клиенты в группе и работа с ними.