Организационная психология
«ОГРАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Вопросы к экзамену
- Предмет и задачи организационной психологии на современном этапе.
- Методы организационной психологии.
- Основные психологические проблемы в организациях.
- Психолог в организации: направления деятельности и формы работы.
- Понятие и основные признаки социальной организации.
- Меняющиеся представления об организации. Метафоры организации.
- Организация как система. Общие характеристики организации.
- Внутренняя и внешняя среда организации.
- Жизненный цикл организации.
- Понятие организационной культуры. Основные проблемы ее изучения.
- Психологический климат в организации, его соотношение с организационной культурой.
- Содержание организационной культуры и ее структура (Э. Шейн).
- Метафоры организационной культуры.
- Типологии организационных культур.
- Проблемы власти и руководства в организациях.
- Источники власти в организации, их классификации.
- Соотношение руководства и лидерства в организации.
- Теории лидерства.
- Стиль руководства. Современные и традиционные подходы к его изучению.
- Ситуационные подходы к эффективному лидерству.
- Карьера руководителя. Типологии карьер руководителя.
- Виды групп в организациях.
- Соотношение формальной и неформальной структур в организации.
- Понятие команды. Процесс командообразования.
- Психологическая совместимость в команде и ее влияние на управление.
- Модель «пять больших личностных черт» в диагностике сотрудников и командообразовании.
- Модель соотношения накопленных и различных личностных черт в командообразовании.
- Теория самокатегоризации и социальная идентификация: привлекательность группы, деперсонализация, восприятие включенности в групповые отношения, межгрупповая конкуренция.
- Поведение, ориентированное на себя и на команду
- Мотивация трудовой деятельности: основные понятия.
- Основные зарубежные теории мотивации трудовой деятельности.
- Диспозиционные теории трудовой мотивации.
- Когнитивные теории мотивации.
- Проблемы и методы стимулирования труда.
- Пути и способы повышения трудовой мотивации. Трудовая мотивация и удовлетворенность работой.
- Общая характеристика процессов коммуникации в организациях.
- Модели коммуникативного процесса.
- Каналы и сети организационных коммуникаций
- Регулирование информационных потоков в организации. Системы обратной связи в управленческом процессе.
- Конфликты в организациях: их предупреждение и разрешение.
- Конфликт как развитие отношений.
- Причины межгрупповых конфликтов в организации.
- Проблемы взаимодействия человека и организации.
- Меняющиеся представления о «человеке организации».
- Организационное поведение: проблемы описания и изучения.Барьеры коммуникаций в организациях.