Общепсихологический практикум
«ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»
Вопросы к зачету:
- Основные типы моделей психологического исследования.
- Основные методологические принципы психологии
- Классификация методов психологического исследования.
- Этические принципы и правила работы практического психолога.
- Наблюдение как один из основных методов исследования в психологии.
- Виды наблюдения в психологии.
- Область применения наблюдения в психологии.
- Процедура проведения наблюдения.
- Задачи наблюдения, преимущества и недостатки наблюдения.
- Влияние личностных особенностей исследователя на интерпретацию данных наблюдения.
- Дифференциация научного и обыденного наблюдения. Отличие метода наблюдения от экспериментального метода.
- Беседа как метод психологического исследования.
- Основные виды беседы в психологии.
- Структура индивидуальной беседы.
- Классификация вопросов, используемых в беседе.
- Метод автобиографической беседы.
- Методы воздействия в процессе беседы.
- Порядок проведения беседы.
- Подготовка и проведение частично стандартизированной беседы. Основные области применения наблюдения в психологии.
- Критерии оценки собеседника в ходе индивидуальной беседы.
- Метод опроса. Анкетный опрос и интервью.
- Виды интервью.
- Эксперимент как один из основных методов психологического исследования.
- Основные особенности психологического эксперимента.
- Виды психологического эксперимента.
- Экспериментальная выборка.
- Контроль переменных в экспериментальном исследовании.
- Экспериментальные планы.
- Доэкспериментальные планы.
- Теоретические аспекты психологических измерений.
- Понятия надежности и валидности.
- Типы шкал в психологическом исследовании.
- Этапы организации психологического исследования
- Методы нольмерного шкалирования.
- Методы одномерного шкалирования.
- Многомерное шкалирование.
- Стандартные способы обработки и анализа данных, представления и интерпретации результатов.
- Программа обработки эмпирических данных.
- Способы первичной обработки эмпирических данных.
- Основные виды анализа, используемые в прикладном психологическом исследовании.
- Методы описательной статистики.
- Вторичные методы статистической обработки эмпирических данных.
- Сравнительный анализ.
- Способы представления результатов психологического исследования.
Вопросы к зачету
- Ощущение как познавательный психический процесс.
- Характеристика свойств и закономерностей ощущений.
- Классификация ощущений по модальности.
- Пороги чувствительности. Классические и современные процедуры измерения порогов чувствительности.
- Методы определения порогов чувствительности.
- Исследование роли ощущений в познавательной деятельности человека.
- Восприятие, его закономерности и свойства.
- Изучение восприятия времени, иллюзий зрительного восприятия.
- Исследование индивидуальных особенностей восприятия.
- Практические исследования восприятия.
- Исследование индивидуальных особенностей сенсорно-перцептивной организации личности.
- Эмпирические характеристики представлений.
- Неустойчивость, фрагментарность, обобщенность представлений.
- Индивидуальные особенности представлений.
- Субъективные и объективные методы исследования представлений.
- Оценка яркости-четкости представлений по методу саморанжирования.
- Воображение. Активное и пассивное воображение.
- Виды воображения и его функции.
- Образное представление действительности.
- Свойства воображения.
- Методы исследования воображения.
- Практические приемы развития воображения.
- Память и ее характеристика.
- Основные процессы и виды памяти.
- Методы исследования памяти.
- Методы измерения объема оперативной и кратковременной памяти.
- Методы исследования логической памяти.
- Методы исследования образной памяти.
- Выявление индивидуальных особенностей памяти.
- Исследование факторов, влияющих на сохранение материала в памяти
- Внимание, как универсальный «сквозной» психическим процесс. Внимание как процесс, как состояние и как свойство личности.
- Виды внимания в зависимости от уровней психической регуляции.
- Основные характеристики внимания.
- Определение объёма внимания.
- Исследование индивидуальных характеристик внимания методом корректурной пробы.
- Исследование избирательности и константности внимания. И
- сследование переключаемости внимания с помощью таблиц Шульте.
- Исследование концентрации внимания.
- Исследование избирательности внимания.
- Основные характеристики мышления.
- Структура мыслительного процесса.
- Формы и виды мышления и мыслительные операции.
- Основные экспериментально-психологические методы исследования мышления.
- Исследование образного мышления.
- Исследование логического мышления.
- Исследование креативности мышления (методики «Предложения», «Две линии», «Классификация»).
- Определение индивидуальных особенностей мышления: лабильности–ригидности мыслительных процессов (методика «Словесный лабиринт»), активности вербального и образного мышления (экспресс-метод регистрации продуктивности мышления в заданиях различного типа), оценка качеств ума (методика «Понимание пословиц»).
- Речь в структуре познавательной деятельности.
- Виды и функции речи.
- Основные проблемы экспериментально психологического исследования речи.
- Психодиагностическая значимость показателей психомоторики. Психомоторная организация человека.
- Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям (теппинг-тест).
- Психомоторные методы исследования личности. Составление психомоторного профиля.
- Психические состояния и их структура.
- Методы изучения изменения состояний.
- Исследование психоэмоциональных состояний (методика Спилбергера-Ханина, САН, личностный дифференциал).
- Исследование настойчивости, импульсивности и волевой саморегуляции.
- Общее понятие об эмоциях, чувствах, эмоциональных состояниях, их физиологические основы.
- Классификация эмоций.
- Связь эмоций с другими психическими явлениями.
- Изучение вегетативных проявлений эмоций.
- Изучение экспрессивного компонента эмоций методом наблюдения эмоциональной экспрессии.
- Изучение эмоциональных свойств личности.
- Понятия воли, волевого действия, волевого усилия.
- Методы изучения воли.
- Методики самооценки волевых свойств.
- Исследование произвольности и самоконтроля.
- Методы исследования организованности, терпеливости и решительности.
Вопросы к зачету (4 семестр)
- Поведение и деятельность человека как предмет изучения.
- Структура поведения.
- Структура деятельности.
- Методы исследования поведения.
- Понятие конфликта и причины его возникновения.
- Эмоциональное состояние в конфликте.
- Методы исследования и конфликтного поведения.
- Профилактика конфликтного поведения.
- Специфика методов социально-психологической диагностики.
- Исследование структуры взаимоотношений в группе методом социометрии.
- Диагностика социально-психологического климата в группе, удовлетворенности работой и факторов, ее определяющих.
- Оценка психологических особенностей личности членов группы.
- Активные методы работы с группой.
- Методика группового интервью.
- Игра как метод обучения.
- Деловые и ролевые игры.
- Мозговой штурм.
- Личность и темперамент.
- Структура основных психодинамических свойств человека.
- Методы исследования темперамента
- Понятия потребности, мотива и мотивации.
- Классификация мотивов.
- Методы исследования мотивации и мотивов.
- Направленность и ее положение в структуре личности.
- Формы и качества направленности.
- Исследование сферы направленности личности.
- Личность и характер.
- Структура характера.
- Акцентуации личности.
- Корреляционный подход к исследованию.
- Планирование корреляционного исследования.
- Корреляционные методы исследования.
- Квазиэкспериментальные планы.
- Основы организации психологического исследования.
- Особенности проведения психологического исследования.
- Составление программы психологического исследования.
- Методический замысел, этапы и процедуры психологического исследования.
- Принципы подготовки прикладных выводов по результатам исследования.