Общая психология
«ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Вопросы к зачету
- В чем заключаются особенности понимания объекта психологической науки?
- Составьте схему основных этапов становления психологии как науки о сущности и закономерностях развития психики.
- В чем отличие методологии от метода?
- Дайте схематичное описание объективных методов психологии. Определите достоинства и недостатки, используемых психологией методов.
- В чем главное отличие естественного эксперимента от наблюдения?
- Какие требования необходимо строго соблюдать при использовании беседы и анкетного метода исследования?
- В чем отличие чувствительности от раздражительности?
- Как взаимосвязано развитие форм поведения и отражательной функции в процессе эволюции.
- Какие основные стадии развития психики животных вам известны?
- Определите основные признаки инстинктивного поведения животных.
- Что такое навык? Чем навык отличается от инстинкта.
- В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и человека?
- Дайте определение психики. Восстановите схему основных форм проявления психики.
- Структура поведенческого акта.
- Определите сущность человеческого сознания и его структуру. Какие состояния сознания Вам известны?
- Дайте определение сознанию и бессознательному. Какие неосознаваемые явления в психике человека Вам известны? Каково соотношение сознательного и бессознательного в психике человека в теории З. Фрейда?
- Дайте определение ощущению и восприятию, сравните их, установите сходство и различие между ними.
- Адаптация, синестизия и сенсибилизация.
- Дайте понятие порогов ощущений - и абсолютного и разностного.
- Раскройте объективно-ориентировочный подход к восприятию, установите основное его отличие от субъективно-ориентировочного подхода.
- Дайте определение вниманию как психологическому процессу. Определите роль и место внимания в психической деятельности человека.
- Качества внимания. Раскройте содержание каждого качества, его роль в жизни и деятельности, назовите факторы положительно и отрицательно влияющие на проявление и развитие этих качеств.
- Специфические особенности мышления как высшей формы познавательной деятельности. Раскройте отличие мышления от чувственного познания.
- В чем проявляется отличие мышления человека от мышления животных? Приведите примеры, подтверждающие многогранность человеческого мышления.
- Перечислите основные этапы решения мыслительных задач и укажите психологические условия, необходимые для их решения.
- Укажите некоторые общие закономерности формирования умственных действий. Покажите их связь с внешними практическими действиями.
- Каково соотношение логики и психологии в изучении мышления.
- Назовите основные мыслительные операции.
- Определите понятие проблемной ситуации и задачи.
- Дайте классификацию мышления по различным основаниям. Раскройте каждый вид мышления.
- Перечислите индивидуальные особенности мышления личности.
- Дайте определение процесса воображения. Сравните воображение с другими познавательными психическими процессами. Можно ли говорить о наличии воображения у животных. Дайте психологическое объяснение.
- Объясните, в чем основное отличие воображения от представлений памяти. По каким признакам это можно установить?
- В каких формах осуществляется синтез в процессах воображения.
- Составьте схему видов воображения и охарактеризуйте каждый вид и покажите его значимость в практической деятельности человека.
- Определите, что такое мечта. Подберите примеры полезной мечты и пустой мечтательности. Проанализируйте роль мечты в Вашей деятельности.
- Дайте определение процесса мышления. Можно ли определить мышление только как процесс решения задач?
- Виды мышления. Назовите психологические условия благоприятствующие возникновению гипотезы. Как следует использовать подсказки для развития мыслительной деятельности?
- Объясните, как происходит формирование понятий (по Л. С. Выготскому).
- Дайте характеристику теориям мышления.
Вопросы к экзамену
- Определение характера и процесс его формирования.
- Конституциональная теория темперамента Э. Кречмера.
- Типы решимости по У. Джемсу.
- Связь характера и темперамента.
- Проблема воли в исследованиях: исторический аспект.
- Теория Джеймса – Ланге в работе Выготского «Учение об эмоциях».
- Эмоции и стресс. Их сходство и различие.
- Воля и ее характеристики. Функции воли.
- К. Г. Юнг «Психологические типы».
- Тревога и стресс. Их сходство и различие.
- Типология темперамента от Гиппократа до Павлова.
- Психоаналитические теории и проблема воли.
- Роль различных отделов мозга в возникновении эмоций.
- Гуморальные теории темперамента. Психологические портреты темперамента.
- Шизоидный и эпилептоидный типы характера в работе Личко Е. А. «Психопатии и акцентуации характера у подростков».
- Стресс: этапы его развития.
- Общие и специальные способности.
- Циклоидные и лабильные тип характера. В работе Личко Е. А. «Психопатии и акцентуации характера у подростков».
- Л. С. Рубинштейн об эмоциях.
- Волевое усилие как механизм волевой регуляции.
- Неустойчивый и конформный типы характера. В работе Личко Е. А. «Психопатии и акцентуации характера у подростков».
- Многозначность понятия «личность» в современной психологии.
- К. Левин о потребностях и «квазипотребностях».
- Игра как вид деятельности и ее психологические характеристики.
- Понятие человеческой индивидуальности. Психологические образования индивидуальности.
- Определение понятия «психологическая защита».
- Психологическое строение деятельности (А. Н. Леонтьев).
- Личностный конструкт как элемент структуры личности (Дж. Келли).
- Формирование «Я – концепции».
- Виды человеческой деятельности.
- Понятие «индивид» и «личность».
- Понятие психологической защиты в теории З. Фрейда и К. Роджерса.
- Предпосылки возникновения общения.
- Структура личности: многообразие подходов.
- «Я – концепция» по В. Джемсу.
- Действие как единица человеческой деятельности.
- Личность в понимании Л. С. Выготского.
- Понятие «потребность» и ее основные характеристики.
- Способы (операции) выполнения действий.
- Классификация личностей по А. Ф. Лазурскому.
- Понятие психологического «поля» К. Левина.
- Двигательный состав действия.
- Индивидные свойства. Возрастно-половые и индивидуально-типические свойства человека.
- Сознание как категория философии и психологии.
- Акцептор действия по П. К. Анохину.
- Личность в понимании К. Г. Юнга.
- Категория мотива в концепции К. Левина.
- Освоение деятельности. Навык и его формирование.
- Отношение как элемент строения личности (В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн)
- Экспериментальные исследования Б. В. Зейгарник и М. Овсянкиной.
- Понятие «система напряжения» и «насыщения».
- А. Маслоу о человеческой личности.
- Самооценка и механизмы психологической защиты.
- Деятельностный подход в психологии.
- Экзистенциальная ориентация понимания движущих сил развития личности.
- Изучение в экспериментальной психологии мотивов достижения, власти, аффилиации, агрессии.
- Понятие общения. Общение как полифункциональный процесс.
- Концепция развития личности как системного качества индивида (А. Н. Леонтьев).
- «Я – концепция» как совокупность установок «на себя» (когнитивные, оценочные, поведенческие).
- Общение как коммуникация.
- Методы экспериментального исследования личности.
- Структура сознания по В. П. Зинченко.
- Общение как взаимодействие.
- Личность и ее движущие силы (по З. Фрейду).
- Мотив как результат опредмечивания потребности.
- Коммуникация, ее виды и функции.
- Э. Фромм о душе человека.
- Значение «Я – концепции» для индивида.
- Знаковый характер общения.
- Учение В. Джемса о деятельности.
- Биологическое и социальное в развитии мотивации человека.
- Целенаправленный характер деятельности.
- Центрированная на человеке теория К. Роджерса.
- Мотивы и фрустрация.
- Вербальное общение.
- Психология В. Штерна.
- Иерархическое строение мотивационной сферы. Этапы развития мотива.
- Потребности и интересы как побудительные силы деятельности.
- Личность и роль.
- Уровень притязаний. Исследования Т. Дембо.
- Общение как взаимодействие.
- Личностно-смысловая сфера индивида (Б. С. Братусь).
- Роль установок в ситуативном развитии мотивации (школа Д. Узнадзе).
- Уровни общения.
- Социальная роль и социальный статус.
- Теория оптимальной мотивации. Закон Йеркса-Додсона.
- Способы воздействия в процессе общения.
- Проблема социально-типического в личности. Менталитет.
- Иерархия потребностей по А. Маслоу.
- Невербальное общение и его значение для понимания другого.
- Ролевые теории личности.
- Фрейдизм теория мотивации
- Общее строение деятельности (по работе А. Н. Леонтьева («Деятельность, сознание, личность»).
- Принцип «сообразности» и феноменология неадаптивности человека в исследованиях В. А. Петровского
- Сознание и бессознательное. Неосознаваемые явления в психике и их динамические связи с осознаваемыми.
- Личность и деятельность (по работе А. Н. Леонтьева («Деятельность, сознание, личность»).
- Структура личности по К. К. Платонову
- Когнитивные теории мотивации.
- Соотношение внешней и внутренней деятельности (по работе А. Н. Леонтьева («Деятельность, сознание, личность»).
- Активность субъекта как движущая сила развития личности.
- Самосознание как состояние самости.
- Деятельность и личность.
- Факторный подход к структуре личности (Р. Кэттелл).
- Структура «Я-концепции».
- Формирование личности по работе А. Н. Леонтьева («Деятельность, сознание, личность»).
- Социально-психологические теории (А. Адлер, К. Хорни, С. Саливан).
- Понятие «мотив». Функции мотива.
- Учение как вид человеческой деятельности.
- Труд как вид человеческой деятельности
- Уровни построения движений (Н. А. Бернштейн)
- Категория общения в психологии