История психологии
«ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ»
Вопросы к зачету (зачет с оценкой)
- Предмет истории психологии. Задачи истории психологии.
- Движущие силы и причины исторического развития психологических идей. Основныепринципы историко-психологического анализа.
- Методы и источники, используемые в изучении истории психологии.
- Представления о психике в первобытном сознании. Основные представления опсихическом в античности.
- Представления души и природы человека по Гераклиту. Представление души ипсихических процессов по Демокриту.
- Представления Сократа о природу человека. Сократических метод.
- Представления Платона о душе и ее функциях. Процессы познания человека.
- Роль Аристотеля в формировании представлений о психике. Познавательные процессычеловека по Аристотелю.
- Школа киников.
- Школа «Сад Эпикура». Школа стоиков.
- Направления в развитии античной психологии. Этапы развития психологии отантичности до Нового времени.
- Развитие психологии в Европе в эпоху Средневековья. Понимание души и психикичеловека философами Средневековья Аврелий Августин и Фома Аквинский.
- Особенности развития психологии в недрах арабской средневековой философии.
- Психологические аспекты обучения и воспитания детей в эпоху Возрождения.
- Особенности развития психологии в Новое время. Понимание предмета психологии вэтот период.
- Основные положения философской теории Френсиса Бэкона и ее значение дляпсихологии.
- Взаимодействие души и тела по Р. Декарту. Психофизическая проблема. ДуализмДекарта. Учение
- Декарта о теле. Рационализм Декарта. Процесс мышления по Декарту.
- Концепция Бенедикта Спинозы. Познание. Теория аффектов.
- Представления о психике и сознании у Лейбница и их значение для психологии.
- Суть и значение эмпирической психологии Томаса Гоббса.
- Понятие природы сознания и понимание души Джоном Локком. Принципы обучения иразвития ребенка по Д. Локку. Понятие ассоциации и идеи Д. Локком.
- Основные направления развития психологической мысли в эпоху Просвещения.Учение Гартли о психике. Большой и малый круг вибраций. Основные способностичеловека по Гартли. Основная задача воспитания по Гартли.
- Становление эмпирического направления во французской психологии XVIII в.Основные теории о психике и сознании, существовавшие в этот период и их историческоезначение.
- Причина различия умственных способностей человека по К. Гельвецию.
- Развитие отечественной психологической мысли в эпоху Просвещения. Природачеловека по А.Н. Радищеву.
- Влияние эволюционного подхода Чарльза Дарвина на развитие психологии.
- Основные положения концепции бихевиоризма Дж. Уотсона.
- Развитие идей Дж. Уотсона у представителей необихевиоризма. Суть теории «оперантного бихевиоризма» Скиннера.
- Взгляды на поведение у представителей социального бихевиоризма Дж. Мида и Д.Долларда.
- Объективные достоинства и недостатки бихевиоризма как одного из направлений впсихологии.
- Историческая роль бихевиоризма.
- Особенности глубинной психологии и основные теории в ее русле.
- Основные этапы творчества З. Фрейда. Суть метода психоанализа З. Фрейда, егоосновные принципы.
- Уровни психической организации по З. Фрейду. Структураличности по Фрейду.
- Историческое значение концепции З. Фрейда для развития психологии. Достоинстваи недостатки теории З. Фрейда.
- Расхождения между З. Фрейдом и К.Г. Юнгом. Понятие «коллективногобессознательного». Структура личности по К.Г. Юнгу.
- Влияние Аналитической психологии К.Г. Юнга на развитие психологии. Достоинстваи недостатки этой теории.
- Основные положения индивидуальной психологии А.Адлера. Теоретическиерасхождения А. Адлера с З. Фрейдом и К.Г. Юнгом. Общие взгляды А. Адлера, З. Фрейдаи К.Г. Юнга. Проявление силы и ограниченности индивидуальной психологии А. Адлера.
- Основные отличия неофрейдизма от фрейдизма. Основные теории, разрабатываемые врусле неофрейдизма.
- Основные идеи гештальтпсихологии. Суть теории поля Курта Левина и ееисторическое значение для психологии.
- Отличие концепции гештальтпсихологии от взглядов классического бихевиоризмаДж. Уотсона.
- Историческое значение гештальтпсихологии как психологической школы.
- Генетическая психология Ж. Пиаже.
- Основные положения когнитивной психологии. Научная ограниченность когнитивнойпсихологии.
- Отличие гуманистической психологии от фрейдизма и бихевиоризма. Идеигуманистической психологии.
- Основные направления в развитии гуманистической психологии. Основныеположения гуманистической психологии А. Маслоу. Иерархия потребностей по А.Маслоу.
- Суть феноменологической психологии К. Роджерса. Историческое значениегуманистической психологии.
- Основные направления развития отечественной психологии в XIX в.
- Особенности развития экспериментальной психологии в России.
- Объяснение поведения И.М. Сеченовым. Суть учения И.П. Павлова об условно-рефлекторной деятельности.
- Развитие психологических взглядов В.М. Бехтерева и их характеристика.
- Основные особенности развития психотехники в СССР в 20 – 30-е годы.
- Основные этапы научного творчества Л.С. Выготского.
- Деятельностный подход в психологии. Основные теории, разрабатываемые в рамкахэтого подхода в отечественной психологии.
- Вклад А.В. Запорожца в развитие психологии. Суть психологической концепции П.Я.Гальперина.
- Вклад Л.А. Венгера в развитие психологии. Вклад Д.Б. Эльконина в развитиепсихологии.
- Вклад Л.И. Божович и М. И. Лисиной в развитие психологии.
- Развитие отечественной психологии в постсоветский период. Современное состояние психологической науки в нашей стране.