Этнопсихология
«ЭТНОПСИХОЛОГИЯ»
Вопросы к зачету
- Цели и задачи этнопсихологии как науки.
- Роль и значение этнопсихологических знаний в современных условиях.
- Основные концепции предмета этнопсихологии.
- Основные направления этнопсихологических исследований.
- Этнопсихология как междисциплинарная область знаний.
- Этнопсихологические идеи в европейской науке.
- Взгляды древних на культуру и традиции разных народов.
- Географическое направление в анализе проблем национальной психологии.
- Взгляды немецких ученых Л.Штейнталя и С.Лацаруса на национальную психологию.
- В. Вундт: психология народов как первая форма социально-психологического знания.
- Развитие этнопсихологических взглядов в России / Г. Шпет, А. Потебня, В. Бехтерев, Н. Бердяев и др./.
- Понятие «базовая личность» в этнопсихологических исследованиях.
- Современное состояние этнопсихологических исследований.
- Перечислите явления и процессы, которые лежат в основе этнопсихологических феноменов.
- Структура и функции этнического стереотипа.
- Методы исследования этнических стереотипов.
- Теоретические подходы к понятию национальный (этнический ) характер.
- Опишите методы исследования этнических стереотипов.
- Составляющие национального (этнического) сознания.
- Этнопсихологические проблемы исследования личности.
- Этнические проблемы социализации.
- Характеристика понятия этническая идентичность.
- Проблема изменения этнической идентичности.
- Модели измерения этнической идентичности.
- Структура психического склада этноса
- Какие характеристики определяют принадлежность к данному этносу?
- Назовите и охарактеризуйте виды этноса.
- Попытайтесь разграничить понятия «межкультурная адаптация» и «приспособление к новой культуре». Приведите примеры того и другого в реальном взаимодействии представителей этнических или культурных групп.
- Охарактеризуйте процесс межкультурной адаптации с точки зрения: а) клинического психолога; б) социального психолога.
- Перечислите возможные для индивида результаты межкультурного взаимодействия. Какой из них предпочтительнее для личностного роста и почему?
- Какие свойства индивидов и особенности культур неблагоприятно влияют на межкультурную адаптацию7
- Каковы достоинства и недостатки традиционных способов подготовки к межкультурному взаимодействию и межкультурного тренинга?
- Какие задачи позволяет решать «межкультурный ассимилятор»?
- Охарактеризуйте основные этапы конструирования «культурного ассмилятора». Для каких групп обучающихся он может быть предназначен?
- Этноцентризм как социально-психологическое явление.
- Социальная каузальная атрибуция.
- Этнические конфликты: причины возникновения и способы урегулирования.
- Соотношение понятий «ментальность» и «национальный характер» в современной этнопсихологии.
- Культура как психологическое понятие.
- Характеристика методов этнопсихологических исследований.