Аннотация
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Согласно концепции информатизации отечественной школы и профессиональной подготовке педагогов требуется организация учебного процесса с использованием новейших средств ИКТ в проектирование и сопровождение педагогической деятельности.
Цель освоения – содействие становлению специальной профессиональной компетентности педагога в использовании информационно-коммуникационных технологий при планировании и осуществлении учебного процесса в условиях реализации ФГОС
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
1. Формирование системы знаний о современных информационно-коммуникационных технологий, дидактических принципах построения и использования ИКТ в учебном процессе.
2. Развитие умений по применению средств ИКТ при планировании, проектировании учебного процесса.
3. Организация активной деятельности, направленной на применение технического, программного, методического обеспечения через раскрытия возможностей использования ИКТ в различных учебных ситуациях: выдача нового материала, организации практических занятий, организации контроля, организации самостоятельной работы обучающаяся
2. Место дисциплины в структуре ДПП ПК
Дисциплина «Особенности применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в высшей школе» состоит из трех модулей
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
Результаты обучения
(компетенции ) |
Составляющие результатов обучения |
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12); |
Знать: Основные источники получения профессиональной информации в глобальных компьютерных сетях.
требования к уровню предметной ИКТ-компетенций обучающихся;
формы и методику подготовки к учебному процессу в условиях ИКТ-насыщенной среды обучения.
состав и назначение инструментов виртуальной среды обучения (стандартных программ MS и специальных учебных инструментов), необходимых для учебного процесса |
Уметь:
использовать аппаратные средства и простейшие инструменты виртуальной среды (стандартные программы MS и специальные учебные инструменты) для ведения учебного процесса;
разрабатывать дидактические материалы, поддерживающие самостоятельную работу обучающихся с ресурсами и инструментами виртуальной среды на лабораторных и практических занятиях с использованием ресурсов сети Internet;
проектировать занятия различных видов с использованием средств ИКТ и предполагающих использование обучающимися аппаратных средств, информационных источников и новых инструментов учебной деятельности. |
Формируемые навыки:
методикой подготовки и проведения дисциплины в условиях ИКТ-насыщенной среды обучения,
методикой организации самостоятельной индивидуальной и групповой деятельности обучающихся, включая учебно-исследовательские работы обучающихся при сборе и обработке информации;
методикой организации и обучения обучающихся приемам работы с ПК применимо к предметной деятельности - в рамках стандартного программного обеспечения. |
способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2); |
Знать: требования к учебному процессу в условиях развития компьютерных технологий;
требования к уровню предметной ИКТ-компетенций обучающихся;
формы и методику подготовки в условиях ИКТ-насыщенной среды обучения.
состав и назначение инструментов виртуальной среды обучения (стандартных программ MS и специальных учебных инструментов), необходимых для учебных заданий;
основные положения методики использования компонентов ИКТ;
виды дидактических материалов, поддерживающих самостоятельную работу обучающихся с компонентами виртуальной среды. |
Уметь:
формулировать цели обучения и определять в соответствии с поставленными целями содержание и тип занятия; отбирать рациональные методы и приемы обучения, выбирать или самостоятельно проектировать необходимые мультимедийные, цифровые ресурсы для учебного процесса и грамотно использовать информационно-коммуникационные средства обучения;
овладеть методикой грамотного использования ЦОР при организации самостоятельной работы учащихся, в том числе методикой организации их самостоятельной исследовательской деятельности;
обеспечивать необходимые методические условия для работы обучающихся в малых группах в практике использования возможностей сети Internet и локальных сетей, дистанционного обучения;
строить учебный процесс обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с выбором собственного алгоритма и темпа обучения с применением ЦОР; |
Формируемые навыки:
методикой подготовки и проведения уроков в условиях ИКТ-насыщенной среды обучения,
методикой организации самостоятельной индивидуальной и групповой деятельности обучающихся, включая учебно-исследовательские исследования при сборе и обработке информации;
методикой организации и обучения приемам работы с ПК применимо к предметной деятельности в рамках стандартного программного обеспечения. |
способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5); |
Знать: о современных направлениях развития ИКТ как области научного знания с учетом использования возможностей ПК;
о требованиях к современным методам научного познания в условиях развития компьютерных технологий обеспечения научного исследования.
требования к организации учебного процесса в условиях развития компьютерных технологий обеспечения учебного процесса;
требования к уровню предметной ИКТ-компетенций обучающихся;
формы и методику подготовки обучающихся в условиях ИКТ-насыщенной среды обучения.
состав и содержание основных компонентов ЦОР, используемых в качестве дидактического сопровождения;
состав и назначение инструментов виртуальной среды обучения (стандартных программ MS и специальных учебных инструментов), необходимых для учебных заданий;
основные положения методики использования компонентов ЦОР;
виды дидактических материалов, поддерживающих самостоятельную работу учащихся с компонентами виртуальной среды. |
формулировать цели обучения и определять в соответствии с поставленными целями содержание и тип занятия; отбирать рациональные методы и приемы обучения, выбирать или самостоятельно проектировать необходимые мультимедийные, цифровые ресурсы для учебного процесса и грамотно использовать информационно-коммуникационные средства обучения;
овладеть методикой грамотного использования ЦОР при организации самостоятельной работы учащихся, в том числе методикой организации их самостоятельной исследовательской деятельности;
обеспечивать необходимые методические условия для работы учащихся в малых группах в практике использования возможностей сети Internet и локальных сетей, дистанционного обучения;
строить учебный процесс обучения предмету с учетом индивидуальных особенностей учащихся (интересов, способностей и пр.) с выбором собственного алгоритма и темпа обучения с применением ЦОР; |
Формируемые навыки:
методикой подготовки и проведения уроков в условиях ИКТ-насыщенной среды обучения,
методикой организации самостоятельной индивидуальной и групповой деятельности учащихся, включая учебно-исследовательские исследования школьников при сборе и обработке информации;
методикой организации и обучения учащихся приемам работы с ПК применимо к предметной деятельности в рамках стандартного программного обеспечения. |
4. Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа, в т. ч. на лекционные занятия 8 часов, практические занятия 28 часа, самостоятельная работа 36 часов, форма контроля – зачет.