Уголовный процесс
«УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС»
1. Цели и задачи освоения дисциплины.
Цель учебной дисциплины «Уголовный процесс» состоит в формировании у студентов комплексного представления об уголовно-процессуальном праве – упорядоченной системе правовых правил поведения при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности, практике применения норм уголовно-процессуального права.
Важным итогом познания студентами курса данной учебной дисциплины является возникновение в их сознании логического представления о теоретических и нормативных основах уголовного судопроизводства, о современных проблемах реализации судебной власти как способа осуществления правосудия по уголовным делам, а также о нормативном регулировании деятельности представителей сторон обвинения и защиты по действенному осуществлению возложенных на них процессуальных функций.
В результате изучения студентами курса дисциплины «Уголовный процесс», возникновения у них в связи с этим правовых и нравственных представлений о сфере уголовного судопроизводства, у них начнётся формирование профессионального правосознания, что может послужить основой для начала их профессиональной деятельности в качестве следователя, дознавателя, прокурора, судьи, адвоката.
Задачи дисциплины «Уголовный процесс»:
- формирование у студентов стойкого представления о понятии и сущности уголовного процесса, его назначении и основных этапах (стадиях);
- получение знаний об уголовно-процессуальных нормах, регулирующих деятельность участников уголовного процесса по обвинению, защите, рассмотрение и разрешение уголовных дел;
- усвоение основных понятий и институтов уголовно-процессуального права;
- формирование навыков применения приобретенных знаний для разрешения практических ситуаций;
- овладение навыками изучения, осмысления и анализа правоприменительной практики;
- формирование умения вести аргументированную дискуссию по проблемам уголовного процесса;
- воспитание уважения к закону, правам и свободам личности, нетерпимости к коррупционному и иному преступному поведению.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП.
Уголовный процесс относится к Блоку 1 обязательной части основной профессиональной образовательной программы бакалавра.
3. Планируемые результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы бакалавриата, обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций:
Общепрофессиональные компетенции:
Способен применять нормы материального и процессуального права при решении задач профессиональной деятельности (ОПК-2);
Способен участвовать в экспертной юридической деятельности в рамках поставленной задачи (ОПК-3);
Способен профессионально толковать нормы права (ОПК-4);
Способен участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов и иных юридических документов (ОПК-6);
Способен соблюдать принципы этики юриста, в том числе в части антикоррупционных стандартов поведения (ОПК-7);
Профессиональные компетенции:
правоприменительная деятельность:
способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
правоохранительная деятельность:
способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
способностью выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению (ПК-12);
экспертно-консультационная деятельность:
готовностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
Наименование и код компетенции (Результаты освоения программы бакалавриата) |
Индикатор достижения компетенций Составляющие результатов освоения Показатели оценивания (знания, умения, навыки)
|
Способен применять нормы материального и процессуального права при решении задач профессиональной деятельности (ОПК-2) |
Знать: нормы материального и процессуального права; юридическую терминологию; правовую доктрину; принципы права, формы права; Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы; Владеет: юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм материального и процессуального права; навыками принятия решений и совершения юридических действий в точном соответствии с законодательством Российской Федерации; - способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; навыками подготовки юридических документов; - способностью толковать нормативные правовые акты; - способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации; |
Способен участвовать в экспертной юридической деятельности в рамках поставленной задачи (ОПК-3) |
Знать: нормы материального и процессуального права; основные закономерности функционирования и развития права, формы права; принципы и методы экспертной деятельности; правила оформления экспертных документов Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы; Владеет: юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм материального и процессуального права; навыками принятия решений и совершения юридических действий в точном соответствии с законодательством Российской Федерации; - способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; - способностью толковать нормативные правовые акты; - навыками подготовки юридических документов; - способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности; - способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации |
Способен профессионально толковать нормы права (ОПК-4) |
Знать: нормы материального и процессуального права; основные закономерности толкования права; виды и способы токования права Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; толковать правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы; Владеет: юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм материального и процессуального права; навыками принятия решений и совершения юридических действий в точном соответствии с законодательством Российской Федерации; - способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; навыками подготовки юридических документов; способностью толковать нормативные правовые акты; - способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности; - способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации |
Способен участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов и иных юридических документов (ОПК-6) |
Знать: механизм и средства правового регулирования; приемы и принципы построения нормы права и нормативно-правового акта; принципы правотворчества; правовые средства по установлению и устранению пробелов и противоречий законодательства; стадии правотворчества; систему права Уметь: разрабатывать правовые нормы и нормативно-правовые акты; - выявлять пробелы и противоречия в законодательстве; Владеет: методами выявления и устранения пробелов и противоречий в законодательстве; правовыми средствами конструирования правовых норм; навыками принятия решений и совершения юридических действий в точном соответствии с законодательством Российской Федерации; способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; навыками подготовки юридических документов; - способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности; - способностью толковать нормативные правовые акты ; - способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации |
Способен соблюдать принципы этики юриста, в том числе в части антикоррупционных стандартов поведения (ОПК-7) |
Знать: принципы этики юриста, в том числе в части антикоррупционных стандартов поведения; основные этические понятия и категории, содержание и особенности, профессиональной этики в юридической деятельности, в том числе в части антикоррупционных стандартов поведения; возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста, в том числе в части антикоррупционных стандартов поведения; сущность профессионально-нравственной деформации и пути ее предупреждения и преодоления; понятие этикета, его роль в жизни общества, особенности этикета юриста, его основные нормы и функции, в том числе в части антикоррупционных стандартов поведения; Уметь: соблюдать принципы этики юриста, в том числе в части антикоррупционных стандартов поведения; оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения; применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях; Владеет: навыками соблюдения принципов этики юриста, в том числе в части антикоррупционных стандартов поведения; способностью выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению |
способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
|
Знать: - назначение и принципы уголовного процесса; - основные положения действующего уголовно-процессуального законодательства; - источники уголовно-процессуального права; - тенденции и основные этапы развития уголовно-процессуального законодательства, - требования, предъявляемые законом к уголовно-процессуальной деятельности; - права и обязанности основных участников уголовного судопроизводства (суда и представителей сторон); - процессуальное положение иных участников уголовного судопроизводства; - особенности производства на отдельных стадиях уголовного процесса и по отдельным категориям уголовных дел; - типичные ошибки, допускаемые при предварительном расследовании и защите, а также разрешении уголовных дел по существу. |
Уметь: - проводить анализ и толкование уголовно-процессуальных норм; - применять уголовно-процессуальные нормы к конкретной практической ситуации; - использовать знание закона для действенного осуществления различных уголовно-процессуальных функций; - аргументировать свою позицию по спорным вопросам применения конкретных норм уголовно-процессуального права; - анализировать качество нормативно-правовых актов. -грамотно использовать категории «аналогия права» или «аналогия закона»; -корректировать правоприменительную деятельность в соответствии с изменениями в действующем законодательстве; -проводить правильную юридическую квалификацию правового отношения; |
|
Владеет: - самостоятельного анализа конкретных правовых ситуаций; - методикой ведения научной дискуссии. - составления процессуальных документов - навыками системного толкования правовых актов; - приемами ведения переговоров, экспертно-консультационной деятельности.
|
|
способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
|
Знать: - назначение и принципы уголовного процесса; - основные положения действующего уголовно-процессуального законодательства; - источники уголовно-процессуального права; - тенденции и основные этапы развития уголовно-процессуального законодательства, - требования, предъявляемые законом к уголовно-процессуальной деятельности; - права и обязанности основных участников уголовного судопроизводства (суда и представителей сторон); - процессуальное положение иных участников уголовного судопроизводства; - особенности производства на отдельных стадиях уголовного процесса и по отдельным категориям уголовных дел; - типичные ошибки, допускаемые при предварительном расследовании и защите, а также разрешении уголовных дел по существу. |
Уметь: - проводить анализ и толкование уголовно-процессуальных норм; - применять уголовно-процессуальные нормы к конкретной практической ситуации; - использовать знание закона для действенного осуществления различных уголовно-процессуальных функций; - аргументировать свою позицию по спорным вопросам применения конкретных норм уголовно-процессуального права; - анализировать качество нормативно-правовых актов. -грамотно использовать категории «аналогия права» или «аналогия закона»; -корректировать правоприменительную деятельность в соответствии с изменениями в действующем законодательстве; -проводить правильную юридическую квалификацию правового отношения; |
|
Владеет - самостоятельного анализа конкретных правовых ситуаций; - методикой ведения научной дискуссии. - составления процессуальных документов - навыками системного толкования правовых актов; - приемами ведения переговоров, экспертно-консультационной деятельности. |
|
способен выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению (ПК-12);
|
Знать: - назначение и принципы уголовного процесса; - основные положения действующего уголовно-процессуального законодательства; - источники уголовно-процессуального права; - тенденции и основные этапы развития уголовно-процессуального законодательства, - требования, предъявляемые законом к уголовно-процессуальной деятельности; - права и обязанности основных участников уголовного судопроизводства (суда и представителей сторон); - процессуальное положение иных участников уголовного судопроизводства; - особенности производства на отдельных стадиях уголовного процесса и по отдельным категориям уголовных дел; - типичные ошибки, допускаемые при предварительном расследовании и защите, а также разрешении уголовных дел по существу. |
Уметь: - проводить анализ и толкование уголовно-процессуальных норм; - применять уголовно-процессуальные нормы к конкретной практической ситуации; - использовать знание закона для действенного осуществления различных уголовно-процессуальных функций; - аргументировать свою позицию по спорным вопросам применения конкретных норм уголовно-процессуального права; - анализировать качество нормативно-правовых актов. -грамотно использовать категории «аналогия права» или «аналогия закона»; -корректировать правоприменительную деятельность в соответствии с изменениями в действующем законодательстве; -проводить правильную юридическую квалификацию правового отношения; |
|
Владеет - самостоятельного анализа конкретных правовых ситуаций; - методикой ведения научной дискуссии. - составления процессуальных документов - навыками системного толкования правовых актов; - приемами ведения переговоров, экспертно-консультационной деятельности. |
|
готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
|
Знать: - назначение и принципы уголовного процесса; - основные положения действующего уголовно-процессуального законодательства; - источники уголовно-процессуального права; - тенденции и основные этапы развития уголовно-процессуального законодательства, - требования, предъявляемые законом к уголовно-процессуальной деятельности; - права и обязанности основных участников уголовного судопроизводства (суда и представителей сторон); - процессуальное положение иных участников уголовного судопроизводства; - особенности производства на отдельных стадиях уголовного процесса и по отдельным категориям уголовных дел; - типичные ошибки, допускаемые при предварительном расследовании и защите, а также разрешении уголовных дел по существу. |
Уметь: - проводить анализ и толкование уголовно-процессуальных норм; - применять уголовно-процессуальные нормы к конкретной практической ситуации; - использовать знание закона для действенного осуществления различных уголовно-процессуальных функций; - аргументировать свою позицию по спорным вопросам применения конкретных норм уголовно-процессуального права; - анализировать качество нормативно-правовых актов. -грамотно использовать категории «аналогия права» или «аналогия закона»; -корректировать правоприменительную деятельность в соответствии с изменениями в действующем законодательстве; -проводить правильную юридическую квалификацию правового отношения; |
|
Владеет: - самостоятельного анализа конкретных правовых ситуаций; - методикой ведения научной дискуссии. - составления процессуальных документов - навыками системного толкования правовых актов; - приемами ведения переговоров, экспертно-консультационной деятельности. |
Очная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц (288 часов), в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем, на лекционные занятия 42 часов, практические занятия 102 часа (из них на практическую подготовку 18 часов), форма контроля – зачет (4 часа), экзамен (36 часов)
Самостоятельная работа 104 часов.
Очно-заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц (288 часов), в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем, на лекционные занятия 22 часов, практические занятия 52 часа (из них на практическую подготовку 18 часов), форма контроля – зачет 4 часа, экзамен (36 часов)
Самостоятельная работа 174 часов.
Заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц (288 часов), в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем, на лекционные занятия 8 часов, практические занятия 20 часов (из них на практическую подготовку 8 часов), форма контроля – зачет (4 часа), экзамен – 9 часов
Самостоятельная работа 247 часов.