Безопасность жизнедеятельности (Психология)
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Возрастание масштабов техногенной деятельности современного общества, увеличение частоты проявления разрушительных сил природы крайне обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, сохранением экономического потенциала и окружающей среды в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.
Растет число жертв от последствий чрезвычайных ситуаций – промышленных аварий, катастроф, чрезвычайных ситуаций локального характера. Анализ их причин приводит к выводу, что более чем в 80 % случаев возникновения чрезвычайных ситуаций связано с деятельностью человека и происходит из-за низкого уровня профессиональной подготовки, безответственности и неумения правильно определить свое поведение в экстремальных условиях.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для формирования у студентов сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь. В силу специфики своего содержания и индивидуальной направленности курс нацелен на приобретение студентами знаний, умений и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускорения адаптации к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к потенциально наиболее опасным видам деятельности, в том числе к военной службе.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» занимает особое место в процессе подготовки студентов. Как наука безопасность жизнедеятельности находится в стадии своего формирования. Она должна опираться на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды и защиты в чрезвычайных ситуациях, основываться на законах и подзаконных актах.
К предмету курса относятся такие жизненно важные вопросы, как: оказание необходимой первой медицинской помощи, выживание в трудных условиях, поведение в экстремальных ситуациях и многое другое.
Основной целью освоения дисциплины является овладение фундаментальными и прикладными знаниями в области обеспечения безопасности и защиты человека, изучение всех явлений, связей и процессов, происходящих и формирующихся в современном мире в целом и системе образования в частности.
Задачи:
- Формирование у студентов знаний и умений по действиям в чрезвычайных ситуациях различного характера;
- Привитие студентам практических навыков в использовании средств коллективной и индивидуальной защиты в ситуациях различного характера;
- Воспитание у студентов ответственности и сознательного отношения к решению вопросов безопасности в различных ситуациях;
- Обучение студентов формам и методам организации и управления в области обеспечения безопасности.
В процессе освоения дисциплины студент готовиться к решению следующих профессиональных задач:
- научиться выявлять, идентифицировать и прогнозировать потенциальные опасности технических систем;
- изучить характер, механизмы и возможные негативные последствия воздействия вредных и опасных антропогенных производственных факторов на человека;
- ознакомиться с техническими способами и средствами защиты человека от вредного и опасного действия антропогенных производственных факторов и научиться методам их расчета;
- научиться правильно применять технические способы и средства защиты в опасных и чрезвычайно опасных условиях жизнедеятельности.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является базовой дисциплиной (Б1.Б.38).
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование общекультурных и профессиональных компетенций.
Общекультурные компетенции:
- способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
- способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).
- способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3);
- способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9);
- способностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-11);
Результаты обучения (компетенции ФГОС) |
Составляющие результатов обучения |
способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1); |
Знать: Роль безопасности жизнедеятельности в современном мире; основные вопросы охраны и гигиены труда; источники опасностей различного вида; основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
|
Уметь: провести мероприятия по защите себя и других людей в различных чрезвычайных ситуациях; логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе; имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону; стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства |
|
Формируемые навыки: защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. управления безопасностью жизнедеятельности.
|
|
способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2); |
Знать: Человек и техносфера. Безопасность и экологичность технических систем. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Управление безопасностью жизнедеятельности.
|
Уметь: провести мероприятия по защите себя и других людей в различных чрезвычайных ситуациях; логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе; имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону; стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства |
|
Формируемые навыки: защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. управления безопасностью жизнедеятельности. |
|
способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9). |
Знать: Роль безопасности жизнедеятельности в современном мире; основные вопросы охраны и гигиены труда; источники опасностей различного вида; основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
|
Уметь: логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе; применять на практике методы первой помощи пострадавшим; применять методы защиты; стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства |
|
Формируемые навыки: защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. управления безопасностью жизнедеятельности. |
|
способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3); |
Знать: Человек и техносфера. Безопасность и экологичность технических систем. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Управление безопасностью жизнедеятельности. Роль безопасности жизнедеятельности в современном мире; основные вопросы охраны и гигиены труда; источники опасностей различного вида; основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. |
Уметь: логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе; организовать психологическую помощь с использованием традиционных методов и технологий; стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства |
|
Формируемые навыки: защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. управления безопасностью жизнедеятельности. |
|
способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9); |
Знать: Безопасность и экологичность технических систем. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Управление безопасностью жизнедеятельности. Роль безопасности жизнедеятельности в современном мире; основные вопросы охраны и гигиены труда; источники опасностей различного вида; основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. |
Уметь: анализировать проблемы человека, условий его социализации; уметь функционировать совместно с людьми с ограниченными возможностями; стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства |
|
Формируемые навыки: защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. управления безопасностью жизнедеятельности. |
|
способностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-11); |
Знать: Управление безопасностью жизнедеятельности. Роль безопасности жизнедеятельности в современном мире; основные вопросы охраны и гигиены труда; источники опасностей различного вида; основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. |
Уметь: логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; применять на практике дидактические приемы при реализации стандартных коррекционных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека; стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства |
|
Формируемые навыки: защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. управления безопасностью жизнедеятельности. |
Очная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа), в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - на лекционные занятия 14 часов, практические занятия 20 часов, форма контроля – зачет.
Самостоятельная работа 38 часов.
Заочная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа, в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - на лекционные занятия 4 часа, практические занятия 4 часа, форма контроля – зачет (4 часа).
Самостоятельная работа 60 часов.