Безопасность жизнедеятельности (Менеджмент)
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Менеджмент)
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Возрастание масштабов техногенной деятельности современного общества, увеличение частоты проявления разрушительных сил природы крайне обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, сохранением экономического потенциала и окружающей среды в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.
Растет число жертв от последствий чрезвычайных ситуаций – промышленных аварий, катастроф, чрезвычайных ситуаций локального характера. Анализ их причин приводит к выводу, что более чем в 80 % случаев возникновения чрезвычайных ситуаций связано с деятельностью человека и происходит из-за низкого уровня профессиональной подготовки, безответственности и неумения правильно определить свое поведение в экстремальных условиях.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для формирования у студентов сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь. В силу специфики своего содержания и индивидуальной направленности курс нацелен на приобретение студентами знаний, умений и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускорения адаптации к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к потенциально наиболее опасным видам деятельности, в том числе к военной службе.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» занимает особое место в процессе подготовки студентов. Как наука безопасность жизнедеятельности находится в стадии своего формирования. Она должна опираться на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды и защиты в чрезвычайных ситуациях, основываться на законах и подзаконных актах.
К предмету курса относятся такие жизненно важные вопросы, как: оказание необходимой первой медицинской помощи, выживание в трудных условиях, поведение в экстремальных ситуациях и многое другое.
Основной целью освоения дисциплины является овладение фундаментальными и прикладными знаниями в области обеспечения безопасности и защиты человека, изучение всех явлений, связей и процессов, происходящих и формирующихся в современном мире в целом и системе образования в частности.
Задачи:
- Формирование у студентов знаний и умений по действиям в чрезвычайных ситуациях различного характера;
- Привитие студентам практических навыков в использовании средств коллективной и индивидуальной защиты в ситуациях различного характера;
- Воспитание у студентов ответственности и сознательного отношения к решению вопросов безопасности в различных ситуациях;
- Обучение студентов формам и методам организации и управления в области обеспечения безопасности.
В процессе освоения дисциплины студент готовиться к решению следующих профессиональных задач:
- научиться выявлять, идентифицировать и прогнозировать потенциальные опасности технических систем;
- изучить характер, механизмы и возможные негативные последствия воздействия вредных и опасных антропогенных производственных факторов на человека;
- ознакомиться с техническими способами и средствами защиты человека от вредного и опасного действия антропогенных производственных факторов и научиться методам их расчета;
- научиться правильно применять технические способы и средства защиты в опасных и чрезвычайно опасных условиях жизнедеятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1.Б.5).
3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование общекультурных и профессиональных компетенций.
Общекультурные компетенции:
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
на уровне представлений
- о роли безопасности жизнедеятельности в современном мире;
на уровне воспроизведения
- основные вопросы охраны и гигиены труда;
на уровне понимания
- источники опасностей различного вида;
Уметь:
- провести мероприятия по защите себя и других людей в различных чрезвычайных ситуациях;
Владеть:
- основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
4. Структура учебной дисциплины.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.