Безопасность жизнедеятельности (Экономика)
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Возрастание масштабов техногенной деятельности современного общества, увеличение частоты проявления разрушительных сил природы крайне обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, сохранением экономического потенциала и окружающей среды в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.
Растет число жертв от последствий чрезвычайных ситуаций – промышленных аварий, катастроф, чрезвычайных ситуаций локального характера. Анализ их причин приводит к выводу, что более чем в 80 % случаев возникновения чрезвычайных ситуаций связано с деятельностью человека и происходит из-за низкого уровня профессиональной подготовки, безответственности и неумения правильно определить свое поведение в экстремальных условиях.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для формирования у студентов сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь. В силу специфики своего содержания и индивидуальной направленности курс нацелен на приобретение студентами знаний, умений и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускорения адаптации к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к потенциально наиболее опасным видам деятельности, в том числе к военной службе.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» занимает особое место в процессе подготовки студентов. Как наука безопасность жизнедеятельности находится в стадии своего формирования. Она должна опираться на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды и защиты в чрезвычайных ситуациях, основываться на законах и подзаконных актах.
К предмету курса относятся такие жизненно важные вопросы, как: оказание необходимой первой медицинской помощи, выживание в трудных условиях, поведение в экстремальных ситуациях и многое другое.
Основной целью освоения дисциплины является овладение фундаментальными и прикладными знаниями в области обеспечения безопасности и защиты человека, изучение всех явлений, связей и процессов, происходящих и формирующихся в современном мире в целом и системе образования в частности.
Задачи:
- Формирование у студентов знаний и умений по действиям в чрезвычайных ситуациях различного характера;
- Привитие студентам практических навыков в использовании средств коллективной и индивидуальной защиты в ситуациях различного характера;
- Воспитание у студентов ответственности и сознательного отношения к решению вопросов безопасности в различных ситуациях;
- Обучение студентов формам и методам организации и управления в области обеспечения безопасности.
В процессе освоения дисциплины студент готовиться к решению следующих профессиональных задач:
- научиться выявлять, идентифицировать и прогнозировать потенциальные опасности технических систем;
- изучить характер, механизмы и возможные негативные последствия воздействия вредных и опасных антропогенных производственных факторов на человека;
- ознакомиться с техническими способами и средствами защиты человека от вредного и опасного действия антропогенных производственных факторов и научиться методам их расчета;
- научиться правильно применять технические способы и средства защиты в опасных и чрезвычайно опасных условиях жизнедеятельности.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» входит в базовую часть (Б1.Б.15).
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование общекультурных компетенций.
Общекультурные компетенции:
– способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).
Результаты обучения |
Составляющие результатов обучения |
способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9) |
Знать: Роль безопасности жизнедеятельности в современном мире; основные вопросы охраны и гигиены труда;
|
Уметь: |
|
Формируемые навыки:
|
4. Объем дисциплины
Очная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа), в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - на лекционные занятия 16 часов, практические занятия 18 часов, форма контроля – зачет. Самостоятельная работа 38 часов.
Заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа, в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - на лекционные занятия 4 часа, практические занятия 6 часов, форма контроля – зачет (4 часа). Самостоятельная работа 58 часов.