Вопросы к экзамену
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Психология»
1. Психология как наука. Предмет изучения психологии. Научная и житейская психология.
2. Психические явления. Психические факты.
3. Современная психология. Ее задачи, принципы и место в системе наук.
4. Структура и основные отрасли современной психологии.
5. Пространство психологии и условия работы в нем. Значение психологических знаний.
6. История развития психологического знания. Проблема предмета психологии.
7. Представления древних философов о душе (Демокрит, Аристотель, Сократ, Платон). Психология сознания (Декарт). Свойства сознания. Элементы сознания (В. Джеймс, В. Вундт).
8. Метод интроспекции: «преимущества»; дополнительные требования. Проблемы и трудности. Критика.
9. Бихевиоризм и его отношение к сознанию (Дж. Уотсон, Э. Толмен, Э. Торндайк, Б. Скиннер). Программа бихевиоризма. Его заслуги и недостатки.
10. Неосознаваемые процессы, их классификация. З. Фрейд и его представления о бессознательном.
11. Гуманистическое направление в психологии.
12. История становления отечественной психологии.
13. Индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность.
14. Понятие о психике. Развитие психики в процессе филогенеза.
15. Культурно-историческая теория происхождения высших психических функций человека (Л.С. Выготский).
16. Понятие о сознании как высшей форме развития психики.
17. Взаимосвязь мозга и психики. Психофизиологическая проблема в психологии.
18. Общая психологическая характеристика деятельности.
19. Методология психологии (общая, специальная, частная).
20. Структура психических явлений.
21. Основные функции психики.
22. Строение и функции нервной системы.
23. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психической деятельности.
24. Механизмы организаций движений по Н.А. Бернштейну. Принцип сенсорных коррекций. Схема рефлекторного кольца.
25. Сознание – как высшая форма развития психики. Структура сознания. Сознание и бессознательное.
26. Учение о трех функциональных блоках мозга А.Р. Лурия.
27. Сущность различий психики животных и человека. Факторы возникновения сознания человека. А.Н. Леонтьев о стадиях развития психики животных.
28. Современные теории личности.
29. Общее понятие оличности. Взаимосвязь социального и биологического в личности.
30. Психологическая структура личности.
31. Основные факторы и механизмы развития личности.
32. Физиологические основы темперамента. Типы темпераментов и их психологические характеристики.
33. Понятие о характере. Природные и социальные предпосылки характера. Формирование характера.
34. Общая психологическая характеристика деятельности. Теория деятельности А.Н. Леонтьева.
35. Деятельностный подход С.Л. Рубинштейна.
36. Схема анализа деятельности.
37. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности.
38. Общая характеристика волевых действий.
39. Структура волевого действия.
40. Общая характеристика способностей человека.
41. Познавательная деятельность. Деятельность и обучение.
42. Человек и культура.
43. Понятие об ощущении. Виды и свойства ощущений.
44. Восприятие. Физиологическая основа восприятия.
45. Основные свойства и виды восприятия.
46. Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей.
47. Общая характеристика представления как психического познавательного процесса.
48. Виды представлений. Отличие представлений от персервирующих образов и первичных образов памяти.
49. Понятие о памяти. Виды памяти.
50. Общая характеристика процессов памяти (запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение). Виды памяти.
51. Основные процессы и механизмы памяти.
52. Понятие о воображении. Виды воображения.
53. Понятие о мышлении. Процессы (операции) мышления.
54. Мышление и речь. Виды, функции и характеристики речи.
55. Творческое мышление. Мышление и обучение.
56. Понятие о внимании. Свойства внимания.
57. Физиологическая основа внимания. Виды внимания.
58. Интеллект. Оценка интеллекта
59. Общая характеристика эмоций. Основные виды эмоций.
60. Понятие об эмоциональном стрессе. Физиологические механизмы стресса.
61. Понятие об общении. Функции и средства общения.
62. Методы исследования познавательных процессов.