Профессиональная этика
«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА»
1. Цели и задачи освоения дисциплины.
Дисциплина «Профессиональная этика» преподается на начальных курсах юридического обучения, когда студенты еще не овладели достаточными знаниями по основам правовых и специальных дисциплин и не получили должных навыков в расследовании преступлений, проведении судебного разбирательства и других действий, составляющих профессиональную деятельность юриста. Очевидно, что владение основами знаний по этике, в том числе профессиональной, является одним из важнейших факторов как нравственного, так и профессионального совершенствования личности. В связи с этим, изучение теории профессиональной этики юриста способствует развитию как морального сознания, так и правосознания, наличие которых является неотъемлемой частью профессиональной деятельности юриста. Поэтому целью изучения данной дисциплины является выработка у студентов очной и заочной форм обучения системы знаний и четкого представления о том, что является предметом и задачами профессиональной этики юриста, выделяющих ее в самостоятельную дисциплину среди юридических и философских наук; каковы традиционные представления об общечеловеческих началах этики и каковы этические критерии, в соответствии с которыми оценивается профессиональная деятельность лиц – участников судопроизводства; в чем нравственная специфика работников юридического труда. Эта общая цель конкретизируется путем решения в процессе обучения частных задач.
Задачи изучения курса. Задачи данной дисциплины заключаются в целенаправленной подготовке специалистов, имеющих представление не только о существующем законодательстве в сфере правоотношений, возникающих в Российской Федерации, но и морально нравственных принципах выполнения профильной работы в области оказания юридических услуг, отправлении правосудия и т.д.. В этой связи представляется важным овладение студентами знаниями в этой области.
В результате успешного освоения данной учебной дисциплины студент должен знать:
- основные положения о понятии, сущности и функциях морали;
- основные нравственные принципы профессиональной деятельности юриста;
- основные категории, применяемые при изучении данной дисциплины
- нравственные аспекты деятельности представителей отдельных юридических профессий;
- нравственную специфику осуществляемой им профессиональной деятельности.
При этом задачами изучения дисциплины «Профессиональная этика» является научить студента:
- анализировать и оценивать с точки зрения нравственности ситуации,
- возникающие в сфере действия правовой регуляции;
- анализировать и оценивать нравственные аспекты деятельности участников судопроизводства;
- использовать способы моральной регуляции в своей профессиональной деятельности в целях повышения ее эффективности и, в конечном итоге, осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с предъявляемыми профессиональной этикой требованиями.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Профессиональная этика» относится к Блоку 1 части, формируемой участниками образовательных отношений основной профессиональной образовательной программы бакалавра.
3. Планируемые результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы бакалавриата, обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование следующих универсальных и общепрофессиональных компетенций:
Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде (УК-3)
Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК-5)
Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах (УК-9)
ОПК-7. Способен соблюдать принципы этики юриста, в том числе в части антикоррупционных стандартов поведения
Наименование и код компетенции (Результаты освоения программы бакалавриата) |
Индикатор достижения компетенций Составляющие результатов освоения Показатели оценивания (знания, умения, навыки)
|
Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде (УК-3) |
Знать: основные приемы и нормы социального взаимодействия; - основные понятия и методы конфликтологии, технологии межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии. Уметь: устанавливать и поддерживать контакты, обеспечивающие успешную работу в коллективе; - применять основные методы и нормы социального взаимодействия для реализации своей роли и взаимодействия внутри команды Владеть: простейшими методами и приемами социального взаимодействия и работы в команде. |
Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК-5) |
Знать: закономерности и особенности социально-исторического развития различных культур в этическом и философском контексте Уметь: понимать и воспринимать разнообразие общества в социально историческом, этическом и философском контекстах Владеть: простейшими методами адекватного восприятия межкультурного разнообразия общества в социальном и историческом, этическом и философском контекстах; - навыками общения в мире культурного многообразия с использованием этических норм поведения |
Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах (УК-9) |
Знать: базовые дефектологические понятия в объеме необходимом для решения профессиональных задач и социальной коммуникации; - технологии использования дефектологических знаний в социальной и профессиональной сферах; - психофизиологические особенности лиц с психическими и физическими недостатками, закономерности общения, обучения и воспитания Уметь: устанавливать и поддерживать контакты, с лицами, имеющими психофизиологические особенности; - применять основные методы и нормы социального взаимодействия с лицами, имеющими психофизиологические особенности; - использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах Владеть: простейшими методами и приемами социального взаимодействия и работы в команде с лицами, имеющими психофизиологические особенности; навыками использования базовых дефектологических знаний в социальной и профессиональной сферах |
Способен соблюдать принципы этики юриста, в том числе в части антикоррупционных стандартов поведения (ОПК-7) |
Знать: принципы этики юриста, в том числе в части антикоррупционных стандартов поведения; основные этические понятия и категории, содержание и особенности, профессиональной этики в юридической деятельности, в том числе в части антикоррупционных стандартов поведения; возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста, в том числе в части антикоррупционных стандартов поведения; сущность профессионально-нравственной деформации и пути ее предупреждения и преодоления; понятие этикета, его роль в жизни общества, особенности этикета юриста, его основные нормы и функции, в том числе в части антикоррупционных стандартов поведения;
Уметь: соблюдать принципы этики юриста, в том числе в части антикоррупционных стандартов поведения; оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения; применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях; Владеет: навыками соблюдения принципов этики юриста, в том числе в части антикоррупционных стандартов поведения; способностью выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению
|
Очная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем, на лекционные занятия 14 часов, практические занятия 20 часов, форма контроля – зачет (4 часа)
Самостоятельная работа 34 часа.
Очно-заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем, на лекционные занятия 6 часов, практические занятия 8 часов, форма контроля – зачет 4 часа
Самостоятельная работа 54 часа.
Заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем, на лекционные занятия 4 часов, практические занятия 6 часов, форма контроля – зачет 4 часа
Самостоятельная работа 58 часа.