История государства и права России
«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины.
«История государства и права России» относится к группе учебных дисциплин профессионального цикла. Она имеет свой предмет, базируется на научной основе и позволяет всесторонне раскрыть наиболее важные проблемы российской государственно-политической и правовой систем.
Как историческая наука «История государства и права России» изучает процесс закономерной смены различных типов и форм российской государственности, отечественных правовых систем за определенный исторический отрезок времени.
Как наука юридическая она является одной из базовых фундаментальных правовых учебных дисциплин, которая формирует свою часть понятийного аппарата юриспруденции, обеспечивает направленность обучения на реализацию правовых норм и обеспечения правопорядка в различных сферах жизни общества.
Курс «Истории государства и права России» предусматривает изучение студентами проблем формирования древнерусского государства и права, а также государственных и правовых институтов русских земель периода феодальной раздробленности; образования российского государства и развития права в условиях сословно-представительной монархии; становления абсолютной монархии в России и ее правового обоснования; эволюции государства и права России в период становления и развития капитализма; возникновения основных этапов развития советского государства и права; становления и дальнейшего совершенствования государства и права Российской Федерации.
Целями освоения дисциплины «Истории государства и права России» являются: дать студентам фундаментальные знания в области отечественного государства и права; сформировать у обучаемых целостную систему взглядов на исторические события и действия, имеющие юридическое значение; добиться осмысленного понимания будущими юристами важнейших уроков истории в сфере государства и права и развить у них навыки концептуального мышления при анализе сложных проблем российской государственности, правовых отношений, возникающих в области функционирования государственных институтов, общества и государства в целом.
В процессе освоения дисциплины студент готовиться к решению следующих профессиональных задач: развитие общей правовой культуры студентов и понимание вопросов, раскрывающих сущность произошедших и происходящих государственно-правовых явлений, особенности развития государства и права России в русле мировой цивилизации, теории российской государственности и тенденции её развития.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП.
Дисциплина «История государства и права России» относится к Блоку 1 обязательной части основной профессиональной образовательной программы бакалавра.
3. Планируемые результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы бакалавриата, обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
Общепрофессиональная компетенция:
Способен анализировать основные закономерности формирования, функционирования и развития права (ОПК-1)
Способен профессионально толковать нормы права (ОПК-4);
Профессиональные компетенции:
правоприменительная деятельность:
способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
экспертно-консультационная деятельность:
способностью толковать нормативные правовые акты (ПК-15);
Наименование и код компетенции (Результаты освоения программы бакалавриата) |
Индикатор достижения компетенций Составляющие результатов освоения Показатели оценивания (знания, умения, навыки)
|
Способен анализировать основные закономерности формирования, функционирования и развития права (ОПК-1) |
Знать: методы познания; основные философские и исторические принципы, законы, категории, также их содержание и взаимосвязи, мировоззренческие и методологические основы юридического мышления; основные закономерности возникновения, функционирования и развития права, исторические типы и формы права, их сущность и функции; юридическую доктрину в сфере формирования, функционирования и развития права |
Уметь: применять принципы и законы, формы и методы познания в юридической деятельности; понимать характерные особенности современного этапа развития права; анализировать основные закономерности формирования, функционирования и развития права |
|
Владеет: навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; методами системного анализа, синтеза, индукции, дедукции и другими методами познания; юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм материального и процессуального права; |
|
Способен применять нормы материального и процессуального права при решении задач профессиональной деятельности (ОПК-2); |
Знать: нормы материального и процессуального права; юридическую терминологию; правовую доктрину; принципы права, формы права; |
Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы; |
|
Владеет: юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм материального и процессуального права; навыками принятия решений и совершения юридических действий в точном соответствии с законодательством Российской Федерации; - способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; навыками подготовки юридических документов; - способностью толковать нормативные правовые акты; - способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации; |
|
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
|
Знать: Древнерусское государство и право (IX в. – первая треть XII в.). Государство и право Руси в период политической раздробленности (30-е годы XII в. – XIV в.). Государство и право Империи Чингисхана и Золотой Орды (XIII - XV вв.). Государство и право Великого Княжества Литовского (XIII в. – 1569 г.). Образование единого Русского государства и развитие права (XIV в. – середина XVI в.). Сословно-представительная монархия и право в России (вторая половина XVI в. - конец XVII в.). Формирование и развитие абсолютной монархии в России в конце ХVII в. - XVIII в. Государство и право России в первой половине XIX в. Государство и право России во второй половине XIX в. Конституционная монархия в России (1905 – 1917 гг.). Февральская (1917 г.) революция и развитие государства и права. Октябрьский переворот и создание Советского государства и права (октябрь 1917 - середина 1918 г.). Советское государство и право в период гражданской войны (середина 1918 г. – 1920 г.). Организация государственной власти и развитие права на небольшевистских территориях России в 1918 – 1920 гг. Советское государство и право в 1921 – 1941 гг. Советское государство и право в 1941 – 1953 гг. Советское государство и право в 1953 – 1985 гг. Советское государство и право в период перестройки (1985 – 1991 гг.). Государство и право современной России (1991 г. - наши дни). |
Уметь:грамотно использовать необходимый понятийный аппарат; бегло ориентироваться в основном объеме законодательства российского государства; применять на практике основные результаты научных историко-юридических исследований. |
|
Владеет: работы с нормативными источниками; исторического исследования с привлечением различных источников информации. |
|
способен толковать нормативные правовые акты (ПК-15);
|
Знать: Общую характеристику истории отечественного государства и права как науки и учебной дисциплины. Древнерусское государство и право (IX в. – первая треть XII в.). Государство и право Руси в период политической раздробленности (30-е годы XII в. – XIV в.). Государство и право Империи Чингисхана и Золотой Орды (XIII - XV вв.). Государство и право Великого Княжества Литовского (XIII в. – 1569 г.). Образование единого Русского государства и развитие права (XIV в. – середина XVI в.). Сословно-представительная монархия и право в России (вторая половина XVI в. - конец XVII в.). Формирование и развитие абсолютной монархии в России в конце ХVII в. - XVIII в. Государство и право России в первой половине XIX в. Государство и право России во второй половине XIX в. Конституционная монархия в России (1905 – 1917 гг.). Февральская (1917 г.) революция и развитие государства и права. Октябрьский переворот и создание Советского государства и права (октябрь 1917 - середина 1918 г.). Советское государство и право в период гражданской войны (середина 1918 г. – 1920 г.). Организация государственной власти и развитие права на небольшевистских территориях России в 1918 – 1920 гг. Советское государство и право в 1921 – 1941 гг. Советское государство и право в 1941 – 1953 гг. Советское государство и право в 1953 – 1985 гг. Советское государство и право в период перестройки (1985 – 1991 гг.). Государство и право современной России (1991 г. - наши дни). |
Уметь:оперировать необходимым понятийным аппаратом, разбираться и понимать исторические определения и термины; сопоставлять отдельные события и факты в их исторической взаимосвязи; выделять общие закономерности в этапах исторического развития того или иного этноса; применять на практике основные результаты научных историко-юридических исследований. |
|
Владеет: работы с нормативными источниками; исторического исследования с привлечением различных источников информации. |
Очная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 часов), в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - лекционные занятия 28 часов, практические занятия 40 часов, форма контроля – экзамен 36 часов.
Самостоятельная работа 76 часов. Предусмотрена курсовая работа
Очно-заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов, в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - лекционные занятия 10 часа, практические занятия 18 часов, форма контроля – экзамен 36 часов.
Самостоятельная работа 116 часа. Предусмотрена курсовая работа
Заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов, в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - лекционные занятия 6 часа, практические занятия 12 часов, форма контроля – экзамен 9 часов.
Самостоятельная работа 153 часа. Предусмотрена курсовая работа.