Социология (Экономика)
«СОЦИОЛОГИЯ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины «Социология»
Цели освоения дисциплины – формирование у студентов целостного научно – обоснованного представления о социальных явлениях и процессах, ознакомление с основными принципами социологического анализа социальных проблем.
В процессе освоения дисциплины студент готовиться к решению следующих профессиональных задач: формирование у студентов содержательного представления об объекте, предмете социологической науки, о методологических основах социологии, структуре социологического знания, социальных функциях социологии в современном обществе; выработка навыков самостоятельного социологического анализа социальных фактов, событий, процессов; развитие способностей к научно - исследовательской деятельности; понимание механизмов, лежащих в основе социальных процессов.
2. Место дисциплины «Социология» в структуре ОПОП
Дисциплина «Социология» относится к дисциплинам базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1.Б5).
Приступая к изучению дисциплины «Социология» студент должен знать:общие концепции социологии; влияние культурных ценностей на формирование социальных и правовых отношений; социальную структуру и социальную стратификацию; понятия «государство», «социальные движение», «социальные группы»; глобальные социокультурные процессы в мире; ролевые теории личности и социальные связи; социологическое подходы с пониманием закономерностей развития и функционирования общества; о особенностях процесса социализации личности, формах регуляции и саморегуляции социального поведения.
Студент должен уметь:ориентироваться в общественных проблемах; обрабатывать данные и делать выводы; анализировать факторы социального изменения и развития. Студент должен владеть: социологической терминологией; навыками работы с людьми; анализа ситуационных мероприятий и отношений; исследовательской работы с различными группами населения, разрешения конфликтных ситуаций.
Изучение дисциплины «Социология» должно способствовать формированию у студентов гуманистического мировоззрения.
Учебно-методический комплекс «Социология» составлен с учетом межпредметных связей с такими дисциплинами, как психология, философия, деловое общение, иностранный язык, профессиональная этика, что позволяет студентам более глубоко вникнуть в каждую из изучаемых тем и рассмотреть ту или иную общественную проблему с разных точек зрения и в разных плоскостях.
3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины «Социология» обеспечивается формирование общекультурных компетенций:
способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5),
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7)
В результате изучения дисциплины «Социология» студент должен знать: основные законы и закономерности развития общества; категории и понятия социологии; общие концепции социологии; влияние культурных ценностей на формирование социальных и экономических отношений; социальную структуру и социальную стратификацию; понятия «государство», «социальные движение», «социальные группы»; глобальные социокультурные процессы в мире; ролевые теории личности и социальные связи; социологическое подходы с пониманием закономерностей развития и функционирования общества; о особенностях процесса социализации личности, формах регуляции и саморегуляции социального поведения; особенности и специфику современных обществ; методологию, методы и особенности социологического анализа социальных проблем.
В результате изучения дисциплины студент должен уметь: ориентироваться в вопросах социологии; проводить исследования методологическим путем, обрабатывать данные и делать концептуальные выводы; социальных движениях и других факторах социального изменения и развития; анализировать основные проблемы общества; видеть проблемы взаимодействия личности и общества.
В результате изучения дисциплины «Социология» студент должен владеть: социологической терминологией; навыками работы с людьми; навыками: анализа ситуационных мероприятий и отношений; навыками анализа исследовательской работы с различными группами населения, навыками разрешения конфликтных ситуаций; подходы с пониманием закономерностей развития и функционирования общества.
4. Объем дисциплины «Социология»
Очная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет две зачетные единицы (72 часа), в т. ч. контактная работа обучающегося с преподавателем: лекции – 18, практические занятия – 16, форма контроля – зачет. Самостоятельная работа – 38 часов.
Заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет четыре зачетных единицы (72 часа), в т. ч. контактная работа: лекции – 4, практические занятия – 8, трудоемкость зачета – 4 часа. Самостоятельная работа – 56 часов.