Вопросы к экзамену
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Социальная журналистика»
- Предмет, задачи, средства социальной журналистики. Тематическая и функциональная специфика. Соотношение понятий «социальная журналистика» и «гражданская журналистика».
- Понятие «социальная информация», ее функциональный аспект. Требования к социальной информации: доступность и интериоризованность субъектом, побудительная мотивированность, адресность, деятельностная составляющая. Модели журналистики и журналистской деятельности.
- Социальная позиция журналиста. Система журналистских знаний и ценностей. Их эволюция.
- Социальные роли и функции журналистики. Проблемы эффективности СМИ.
- Аудитория СМИ. Структура массового сознания. Понятия: «массовая психология», «гражданское общество», «постсоветский менталитет».
- Система принципов журналистики. Тенденции социальной безответственности в СМИ последнего десятилетия.
- Основы законодательства в социальной сфере. Основные направления в социальной политике государства, областной, городской, районной власти.
- Типология НКО, направления деятельности. Система НКО Волгоградской области. НКО и региональные СМИ: основы взаимодействия.
- Социальная ответственность бизнеса. Два значения концепции. Проблемы социального партнерства и ответственности в региональной прессе
- Социальная журналистика как инструмент демократии, как канал выражения и согласования социальных интересов, как четвертая власть.
- Коммуникативные особенности социальной журналистики. Понятие «социальный ракурс».
- Методы персонификации новости или проблемы: приемы представления позиции рядовых субъектов социального действия, «голоса улицы», драматургия вставных микросюжетов, метод «включенного наблюдения» и последующего репортажного описания, социальные роли и «маски журналиста».
- Формы работы с аудиторией. Организация читательского актива, общественной экспертизы. Информационное участие граждан в СМИ.
- Подготовка интервью с представителями разных профессий.
- Организация блогов на сайте издания.
- Подготовка опросов и формы представления результатов.
- Формы работы с читательскими письмами. Организация «горячих линий», модели «колонок потребителя», приемы публикации справочной информации.
- Методы разработки темы с целью достижения прагматического эффекта произведения. Специфика методов сбора материала.
- Методы сбора информации с целью организации общественного диалога. Анализ информационного повода. Выбор субъектов информации.
- Жанровое своеобразие социальной журналистики. Виды информационной заметки. Приемы создания «трехмерной» картины события. Специфика создания лида и интерпретации материала при анонсировании.
- Особенности интервью, ориентированного на социальную проблематику.
- Диалогическая структура аналитической корреспонденции и обозрения.
- Специфика аналитического отчета в издании социальной направленности.
- Функциональные особенности комментария и статьи в издании социальной направленности.
- Жанр житейской истории и очерка, артикулирующих ценности труда и человеческого общения.
- Организация информационных компаний по освещению социальных событий и процессов. Анализ прецедентов.
- Социальная проблематика в правительственной и муниципальной прессе.
- Концепция и коммуникативные стратегии универсальной газеты «Труд».
- Идеология и практика «социальной ответственности бизнеса», «социального партнерства» в деловых изданиях.
- Качественный анализ социальных проблем, отслеживание инновационных процессов в социальной сфере, анализ социальных последствий экономических решений в информационно-аналитической журнале «Эксперт».
- Идеи благотворительности и филантропии, трансляция позитивного опыта в журналах «Бизнес и общество», «Вестник благотворительности», «Деньги и общество», «Социальное партнерство». Приемы «белой пропаганды».
- Социальная проблематика в узкоспециализированной прессе.
- Социальная направленность прессы локальных сообществ.
- Ракурсы проблем социальной сферы в информационно-развлекательных изданиях.
- Понятие «социальная реклама», ее социализирующая функция.