Основы журналистской деятельности
1. Цели и задачи освоения дисциплины «Основы журналистской деятельности»
Цель курса - сформировать углубленные базовые представления о специфике журналистики как информационной социально-ориентированной деятельности, содержание которой заключается в создании авторских журналистских материалов для различных коммуникационных каналов и организации сотрудничества с другими производителями массовой информации в целях формирования контента СМИ. Курс помогает освоить специфику журналистского текста как особого продукта творческой деятельности, овладеть способом данного рода деятельности и его основными жанровыми модификациями. Он также способствует пониманию особенностей работы в условиях конвергентной журналистики с использованием цифровой техники и формирует необходимые для этого умения.
Задачи: представить исторический обзор основных тенденций современной теории журналистики, сформировать научную базу в исследовании профессиональной культуры журналиста; выявить специфические черты журналистского произведения, делающие его информационным продуктом особого рода; апробировать в деле минимальный журналистский стандарт приемов и методов по сбору, фиксации и хранению информации, созданию журналистских текстов. дать студентам представление о важнейших проблемах, которые могут стать основой журналистского текста; выявить основные источники и важнейшие информационные критерии, используемые российскими и зарубежными журналистами при подготовке событийных, аналитических и информационно-публицистических материалов. познакомить с проблематикой отечественных и зарубежных СМИ; научить использованию журналистского инструментария (приемам и способам) достижения эффективного воздействия на читательскую аудиторию.
2. Место дисциплины «Основы журналистской деятельности» в структуре ОПОП.
Дисциплина «Основы журналистской деятельности» относится к базовой части (Б1.Б.16.) учебного плана направления подготовки бакалавра 42.03.02 Журналистика.
Для успешного освоения данного курса студентам необходим комплекс знаний, обеспечиваемых рядом параллельно читаемых дисциплин, с которыми он координируется. Это сведения общеориентирующего характера о журналистской профессии (курс «Введение в специальность»); понимание роли СМИ в обществе, знание их функций, особенностей массовой информации (курс «Основы теории журналистики»); представление о специфике средств массовой информации, их типах и видах («Система СМИ»); понимание сути процессов массовой коммуникации и факторов, определяющих её эффективность («Основы теории коммуникации»); знакомство с новыми информационными технологиями и техническим оснащением современных СМИ («Современные информационные технологии» и «Техника и технология СМИ»).
Знания и навыки, полученные студентами в результате изучения курса «Основы журналистской деятельности», выступают в качестве теоретико-методических предпосылок для освоения курсов «Стилистика и литературное редактирование», «Основы рекламы и паблик рилейшнз в СМИ», дисциплин вариативной части учебного плана, связанных с профилизацией подготовки по видам СМИ, для выпуска учебных СМИ, профессионально-творческих практикумов, учебной и производственных практик.
3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины «Основы журналистской деятельности» обеспечивается формирование общепрофессиональных компетенций:
- способностью понимать сущность журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками медиапроизводства; индивидуальную и коллективную деятельность; текстовую и внетекстовую работу (проектную, продюсерскую, организаторскую), следовать базовым профессиональным стандартам журналистской работы (ОПК-12);
- способностью ориентироваться в наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интернет-СМИ, современной жанровой и стилевой специфике различного рода медиатекстов, углубленно знать особенности новостной журналистики и представлять специфику других направлений (аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая журналистика) (ОПК-15).
Результаты обучения |
Составляющие результатов обучения |
Способность понимать сущность журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками медиапроизводства; индивидуальную и коллективную деятельность; текстовую и внетекстовую работу (проектную, продюсерскую, организаторскую), следовать базовым профессиональным стандартам журналистской работы (ОПК-12) |
Знать особенности индивидуально-творческой (авторской) журналистской работы, ее задач и методов, технологии и технического сопровождения. понимать сущность журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками процесса производства текстов массовой информации (привлекаемыми авторами, аудиторией); индивидуальную и коллективную; текстовую и внетекстовую (проектную, продюсерскую, организаторскую), уметь выполнять в рамках должностных обязанностей соответствующие виды работы. систему факторов, определяющих задачи и содержание профессиональной деятельности журналиста (общественные потребности, интересы аудитории, функции СМИ); основные свойства массовых информационных потоков как совокупного медиапродукта и влияние на них специфики канала распространения; содержание основных направлений деятельности редакции в разных СМИ (авторское журналистское творчество; поддержание связи с аудиторией; организация информационных компаний, общественных дискуссий, обсуждений и т.п.; взаимодействие с социальными институтами, пресс-службами, рекламными службами и т.д.); состав профессиональных обязанностей журналиста, обусловленных содержанием основных направлений редакционной деятельности и современными технологическими и техническими возможностями редакции; место и роль авторского творчества журналиста в системе его профессиональных обязанностей; базовые характеристики журналистских произведений и способ их создания; объективные основы жанровой дифференциации журналистского творчества; отличительные особенности текстов разных жанровых групп и форматов (в целом и применительно к практике конкретных медиаканалов); |
Уметь: ориентироваться в современной жанровой и стилевой структуре СМИ, иметь основы знаний, касающихся наиболее распространенных форматов печатных изданий, информагентств, теле-, радиопрограмм, интернет и других видов СМИ, уметь пользоваться этими знаниями в профессиональной работе участвовать в разработке концепции средства массовой информации, в планировании работы редакции и своей собственной деятельности; уверенно ориентироваться в информационной среде. |
|
Формируемые навыки: владеть приемами работы с источниками информации, владеть разнообразными методами ее сбора (технологией интервью, наблюдения, работы с документами), их проверки, селекции и анализа, использовать методы прецезионной журналистики оперативно находить необходимые источники информации, в том числе и нужные интернет-ресурсы, получать искомые сведения, используя различные методы (работа с документом, наблюдение, интервьюирование и т.д.), а также возможности электронной техники; пользоваться мобильной связью; работать с анонсами информационных агентств, использовать поступающие из агентств материалы; создавать новостной текст для размещения на различных платформах СМИ, владеть базовыми навыками подготовки материалов в других жанрах, а также участвовать в подготовке коллективного медиапродукта, работать «в команде»; владеть технологиями интерактивного общения с аудиторией; выполнять другие обязанности, обусловленные редакционной необходимостью. |
|
Способность ориентироваться в наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интернет-СМИ, современной жанровой и стилевой специфике различного рода медиатекстов, углубленно знать особенности новостной журналистики и представлять специфику других направлений (аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая журналистика) (ОПК-15) |
Знать: сущность журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками производства текстов СМИ (привлекаемыми авторами, аудиторией); наиболее распространенные форматы печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интернет-СМИ, особенности новостной журналистики и других направлений (аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая журналистика систему факторов, определяющих задачи и содержание профессиональной деятельности журналиста (общественные потребности, интересы аудитории, функции СМИ); основные свойства массовых информационных потоков как совокупного медиапродукта и влияние на них специфики канала распространения; содержание основных направлений деятельности редакции в разных СМИ (авторское журналистское творчество; поддержание связи с аудиторией; организация информационных компаний, общественных дискуссий, обсуждений и т.п.; взаимодействие с социальными институтами, пресс-службами, рекламными службами и т.д.); состав профессиональных обязанностей журналиста, обусловленных содержанием основных направлений редакционной деятельности и современными технологическими и техническими возможностями редакции; место и роль авторского творчества журналиста в системе его профессиональных обязанностей; базовые характеристики журналистских произведений и способ их создания; объективные основы жанровой дифференциации журналистского творчества; отличительные особенности текстов разных жанровых групп и форматов (в целом и применительно к практике конкретных медиаканалов); |
4. Структура учебной дисциплины «Основы журналистской деятельности»
Очная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины «Основы журналистской деятельности» составляет семь зачетных единиц (252 часа), в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - лекционные занятия –66, практические занятия – 50 часов, самостоятельная работа – 100 часов, зачеты, трудоемкость экзамена – 36 часов.
Заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины «Основы журналистской деятельности»составляет семь зачетных единиц (252 часа), в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - лекционные занятия – 16, практические занятия – 12 часов, самостоятельная работа – 207 часов, зачеты, трудоемкость экзамена – 9 часов.