Поиск по каталогу  |  Интер-Сервис      in-s АНО ВО "Волгоградский гуманитарный институт" АНО ВО "Волгоградский гуманитарный институт"
Автономная
некоммерческая организация
высшего образования
«Волгоградский гуманитарный институт»
Объявления! 
Всё о ВгГИ 

Основы журналистской деятельности

1. Цели и задачи освоения дисциплины «Основы журналистской деятельности»

Цель курса - сформировать углубленные базовые представления о специфике журналистики как информационной социально-ориентированной деятельности, содержание которой заключается в создании авторских журналистских материалов для различных коммуникационных каналов и организации сотрудничества с другими производителями массовой информации в целях формирования контента СМИ. Курс помогает освоить специфику журналистского текста как особого продукта творческой деятельности, овладеть способом данного рода деятельности и его основными жанровыми модификациями. Он также способствует пониманию особенностей работы в условиях конвергентной журналистики с использованием цифровой техники и формирует необходимые для этого умения.

Задачи: представить исторический обзор основных тенденций современной теории журналистики, сформировать научную базу в исследовании профессиональной культуры журналиста;  выявить специфические черты журналистского произведения, делающие его информационным продуктом особого рода;  апробировать в деле минимальный журналистский стандарт приемов и методов по сбору, фиксации и хранению информации, созданию журналистских текстов.  дать студентам представление о важнейших проблемах, которые могут стать основой журналистского текста;  выявить основные источники и важнейшие информационные критерии, используемые российскими и зарубежными журналистами при подготовке событийных, аналитических и информационно-публицистических материалов.  познакомить с проблематикой отечественных и зарубежных СМИ;  научить использованию журналистского инструментария (приемам и способам) достижения эффективного воздействия на читательскую аудиторию.

2. Место дисциплины «Основы журналистской деятельности» в структуре ОПОП.

Дисциплина «Основы журналистской деятельности» относится к базовой  части (Б1.Б.16.) учебного плана направления подготовки бакалавра 42.03.02  Журналистика.

Для успешного освоения данного курса студентам необходим комплекс знаний, обеспечиваемых рядом параллельно читаемых дисциплин, с которыми он координируется. Это сведения общеориентирующего характера о журналистской профессии (курс «Введение в специальность»); понимание роли  СМИ  в обществе, знание  их функций, особенностей массовой информации (курс «Основы теории журналистики»); представление о специфике средств массовой информации, их типах и видах («Система СМИ»); понимание сути процессов массовой коммуникации и факторов, определяющих её эффективность («Основы теории коммуникации»); знакомство с новыми информационными технологиями и техническим оснащением современных СМИ («Современные информационные технологии» и «Техника и технология СМИ»).

Знания и навыки, полученные студентами в результате изучения курса «Основы журналистской деятельности», выступают в качестве теоретико-методических предпосылок для освоения курсов «Стилистика и литературное редактирование», «Основы рекламы и паблик рилейшнз в СМИ», дисциплин вариативной части учебного плана, связанных с профилизацией подготовки по видам СМИ, для выпуска учебных СМИ, профессионально-творческих практикумов, учебной и производственных практик.

3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины «Основы журналистской деятельности» обеспечивается формирование общепрофессиональных  компетенций:

  • способностью понимать сущность журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками медиапроизводства; индивидуальную и коллективную деятельность; текстовую и внетекстовую работу (проектную, продюсерскую, организаторскую), следовать базовым профессиональным стандартам журналистской работы (ОПК-12);
  • способностью ориентироваться в наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интернет-СМИ, современной жанровой и стилевой специфике различного рода медиатекстов, углубленно знать особенности новостной журналистики и представлять специфику других направлений (аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая журналистика) (ОПК-15).

Результаты обучения
(компетенции ФГОС)

Составляющие результатов обучения

Способность  понимать сущность журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками медиапроизводства; индивидуальную и коллективную деятельность; текстовую и внетекстовую работу (проектную, продюсерскую, организаторскую), следовать базовым профессиональным стандартам журналистской работы (ОПК-12)

Знать особенности  индивидуально-творческой  (авторской) журналистской работы, ее задач и методов, технологии и технического сопровождения. понимать сущность журналистской    деятельности как многоаспектной,  включающей подготовку собственных публикаций и  работу  с  другими  участниками процесса  производства  текстов массовой   информации (привлекаемыми   авторами, аудиторией);  индивидуальную  и коллективную;  текстовую  и внетекстовую (проектную, продюсерскую,     организаторскую), уметь  выполнять  в  рамках должностных  обязанностей соответствующие виды работы. систему факторов, определяющих задачи и содержание профессиональной деятельности журналиста (общественные потребности, интересы аудитории, функции СМИ); основные свойства массовых информационных потоков как совокупного медиапродукта и влияние на них специфики канала распространения; содержание  основных направлений деятельности редакции в разных СМИ (авторское журналистское творчество; поддержание связи с аудиторией; организация информационных компаний, общественных дискуссий, обсуждений и т.п.; взаимодействие с социальными институтами, пресс-службами, рекламными службами и т.д.); состав профессиональных обязанностей журналиста, обусловленных содержанием основных направлений редакционной деятельности  и современными технологическими и техническими возможностями редакции; место и роль авторского творчества журналиста в системе его профессиональных обязанностей;  базовые характеристики журналистских произведений и способ их создания; объективные основы жанровой дифференциации журналистского творчества; отличительные особенности текстов разных жанровых групп и форматов (в целом и применительно к практике конкретных медиаканалов);

Уметь: ориентироваться в современной жанровой и стилевой структуре СМИ, иметь основы знаний, касающихся наиболее распространенных форматов печатных изданий, информагентств, теле-, радиопрограмм, интернет и других видов СМИ, уметь пользоваться этими знаниями в профессиональной работе участвовать в разработке концепции средства массовой информации, в планировании работы редакции и своей собственной деятельности; уверенно ориентироваться в информационной среде.

Формируемые навыки: владеть приемами работы с источниками информации, владеть разнообразными методами ее сбора (технологией интервью, наблюдения, работы с документами), их проверки, селекции и анализа, использовать методы прецезионной журналистики оперативно находить необходимые источники информации, в том числе и нужные интернет-ресурсы, получать искомые сведения, используя различные методы (работа с документом, наблюдение, интервьюирование и т.д.), а также возможности электронной техники; пользоваться мобильной связью; работать с анонсами информационных агентств, использовать поступающие из агентств материалы; создавать новостной текст для размещения на различных платформах СМИ, владеть базовыми навыками подготовки материалов в других жанрах, а также участвовать в подготовке коллективного медиапродукта, работать «в команде»; владеть технологиями интерактивного общения с аудиторией; выполнять другие обязанности, обусловленные редакционной необходимостью.

Способность  ориентироваться в наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интернет-СМИ, современной жанровой и стилевой специфике различного рода медиатекстов, углубленно знать особенности новостной журналистики и представлять специфику других направлений (аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая журналистика) (ОПК-15)

Знать: сущность журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками производства текстов СМИ (привлекаемыми авторами, аудиторией); наиболее распространенные форматы печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интернет-СМИ, особенности новостной журналистики и других направлений (аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая журналистика систему факторов, определяющих задачи и содержание профессиональной деятельности журналиста (общественные потребности, интересы аудитории, функции СМИ); основные свойства массовых информационных потоков как совокупного медиапродукта и влияние на них специфики канала распространения; содержание  основных направлений деятельности редакции в разных СМИ (авторское журналистское творчество; поддержание связи с аудиторией; организация информационных компаний, общественных дискуссий, обсуждений и т.п.; взаимодействие с социальными институтами, пресс-службами, рекламными службами и т.д.); состав профессиональных обязанностей журналиста, обусловленных содержанием основных направлений редакционной деятельности  и современными технологическими и техническими возможностями редакции; место и роль авторского творчества журналиста в системе его профессиональных обязанностей;  базовые характеристики журналистских произведений и способ их создания; объективные основы жанровой дифференциации журналистского творчества; отличительные особенности текстов разных жанровых групп и форматов (в целом и применительно к практике конкретных медиаканалов);
Уметь: участвовать в разработке концепции средства массовой информации, в планировании работы редакции и своей собственной деятельности; уверенно ориентироваться в информационной среде.
          Формируемые навыки: владеть:оперативно находить необходимые источники информации, в том числе и нужные интернет-ресурсы, получать искомые сведения, используя различные методы (работа с документом, наблюдение, интервьюирование и т.д.), а также возможности электронной техники; пользоваться мобильной связью; работать с анонсами информационных агентств, использовать поступающие из агентств материалы; создавать новостной текст для размещения на различных платформах СМИ, владеть базовыми навыками подготовки материалов в других жанрах, а также участвовать в подготовке коллективного медиапродукта, работать «в команде»; владеть технологиями интерактивного общения с аудиторией; выполнять другие обязанности, обусловленные редакционной необходимостью

4. Структура учебной дисциплины «Основы журналистской деятельности»

Очная форма обучения

Общая трудоемкость дисциплины «Основы журналистской деятельности» составляет семь зачетных единиц  (252 часа), в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - лекционные занятия –66, практические занятия – 50 часов, самостоятельная работа – 100 часов, зачеты, трудоемкость экзамена – 36 часов.

Заочная форма обучения

Общая трудоемкость дисциплины «Основы журналистской деятельности»составляет семь зачетных единиц (252 часа), в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - лекционные занятия – 16, практические занятия – 12 часов, самостоятельная работа – 207 часов, зачеты, трудоемкость экзамена – 9 часов.

Вопросы к экзамену

Темы рефератов

Темы курсовых работ

 
 События!
 
«Волгоградский гуманитарный институт» (ВгГИ)
www.VGGI.RU

Сведения об образовательной организации

X