Вопросы к экзамену
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Медиапланирование»
- Понятие массовой коммуникации как социального явления. Основные характеристики массовой коммуникации как социально ориентированного вида общения.
- Содержание коммуникативного процесса и его этапы. История теорий коммуникации. Современные концепции массовой коммуникации в работах зарубежных и российских исследователей.
- Связь теории массовой коммуникации с другими науками. Жизненный цикл информации. Виды информации.
- Теория информации и информационные системы.
- Структурные составляющие коммуникационных процессов. Особенности информационных процессов в обществах традиционного и современного типа.
- Модели коммуникации и их разновидности. Вербальная и визуальная коммуникация.
- Массовая коммуникация как подсистема социума. Место и роль массовой коммуникации в жизни современного общества.
- Массовая коммуникация как средство "социального сцепления" и фактор социальных инноваций. Функции массовой информации на индивидуальном и социальном уровне.
- Эффекты и эффективность коммуникации. Определение эффективности в зависимости от стадии воздействия информационного сообщения на индивида.
- Особенности междисциплинарного коммуникативного подхода в изучении массовой коммуникации. Соотношение в теории массовой коммуникации социологического, экономического, политологического, культурологического, психологического и иных подходов к изучению массовой коммуникации.
- Понятие "информационного общества". Глобализация современных средств массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации в условиях зависимого (догоняющего) развития. Идея "нового мирового информационного порядка".
- Новейшие виды средств массовой коммуникации (спутниковое телевидение, интерактивное телевидение, мультимедиа, Интернет) и особенности их функционирования.
- Государство, политические силы, общественное мнение, рекламодатели, структуры ПР, бизнес, аудитория, личность как социальные субъекты, реализующие свои интересы с помощью СМК.
- Роль законодательства, профессиональных кодексов этики, неформализованных способов (норм, традиций, морали, общественного мнения) в регуляции деятельности масс-медиа.
- Влияние форм собственности на деятельность информационных органов. Проблема финансовой свободы и зависимости информационного канала.
- Стандарты качества информации. Формы и способы контроля над качеством продукции масс-медиа.
- Современная российская система средств массовой информации иее специфика.
- Особенности правового регулирования средств массовой информации за рубежом.
- Информационные агентства в системе СМК. Рекламные агентства в системе СМК. PR-агентства в системе СМК.
- Различные категории периодических печатных изданий, их аудитория и специфика.
- Радиостанции и телеканалы, их аудитория и специфика. Категории радио- и телепрограмм. Программная политика.
- История формирования и современное состояние глобальной телекоммуникационной системы Интернет.
- Место политической рекламы в СМК. Общественный и законодательный контроль над объемом и содержанием политической рекламы.
- Политическая реклама – возможности манипулирования массовым сознанием. Соотношение рационального и эмоционального в политической рекламе.
- Формы политической рекламы: зависимость от этапов избирательной кампании и электоральных групп.
- Социальные условия появления рекламы, как массового явления. Реклама и ценностные ориентации общества.
- Интересы общества по мультиплицированию социальной рекламы. Социальная реклама как современный способ мобилизации социально одобряемого и социально не одобряемого действия.
- Основные средства распространения рекламы. Критерии анализа и выбора средств распространения рекламы.
- Особенности газетной рекламы. Преимущества и недостатки газет с точки зрения размещения рекламы. Журналы, их преимущества и недостатки. Перспективы газет и журналов.
- Радио и телевидение как рекламоносители.
- Возможности Интернета как рекламоносителя.
- Особенности прямой почтовой рассылки. Наружная реклама. Реклама на транспорте.
- Сейлз промоушн как инструмент увеличения продаж. Организация мест продаж. Выставочное и ярмарочное дело. Классификация выставок и ярмарок.
- Реализация программ лояльности. Реклама и «паблик рилейшнз»: общее и специфическое. Модели паблик рилейшнз. Спонсорство и организация событийных акций.
- Интерактивная реклама и перспективы ее развития.
- Классификация рекламных кампаний и особенности управления ими. Социологическое обеспечение рекламных кампаний в СМК. Конкретные социологические исследования в области средств массовой коммуникации.
- Стратегия рекламной кампании. Структура плана. Роль SWOT анализа в планировании рекламной кампании.
- Оценка итогов кампании. Оценочные исследования и тесты: тесты на запоминание, на убедительность, узнаваемость. Анализ оценочных исследований. «Износ рекламы» и меры борьбы с ним.
- Сравнительные коэффициенты для газет. Выбор журналов на основе «цены за тысячу».
- «Охват аудитории» как критерий выбора телевизионного или радиоканала.
- Мониторинг эффективности рекламных кампаний. Определение интенсивности рекламы. Принципы составления графика выхода рекламных сообщений.
- Принципы определения рекламного бюджета. Распределение рекламного бюджета в прессе и между носителями рекламы. Определение основных и вспомогательных средств рекламы.
- Выбор информационного канала на основе сравнения тарифов с учетом рекламного бюджета. Приобретение места для размещения рекламы.
- Медиаплан: понятие, принципы, основные этапы разработки. Основные коэффициенты и показатели, используемые в медиапланировании.
- Анализ количественных характеристик медиаплана. Разработка графика размещения рекламы.
- Стратегии планирования: стратегия целевой аудитории, географические стратегии, стратегии продолжительности и привязки во времени.
- Программное обеспечение медиапланирования. Компьютерное моделирование (математическая оптимизация, имитационные и эвристические модели). Работа с компьютерными базами данных.
- Факторы, определяющие состав и границы аудитории. Методы изучения аудитории. Исследования аудитории: анализ «количества» и «качества».
- Анкетирование, интервьюирование, тесты, фокус-группы, лабораторные исследования с применением технических средств, психолингвистические процедуры, метод семантического дифференциала.
- Технические и «вербальные» способы получения информации о потреблении аудиторией разных телепередач. Индустрия получения информации о размерах аудитории: опора на постоянство спроса.
- Аудиометры: плюсы и минусы качества полученной информации. Основные единицы измерения телеаудитории.
- Мировые лидеры в мониторинговых исследованиях и измерении аудитории СМК. Российские профессиональные организации на рынке теле- и радиометрии.