Вопросы к экзамену
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Язык СМИ»
- Наука о средствах массовой информации.
- Язык массовой коммуникации – особый язык социального взаимодействия.
- Функция языка СМИ.
- Информационная картина мира, информационное общество.
- Основные аспекты изучения языка СМИ: семиотический, психолингвистический, когнитивный.
- Основные аспекты изучения языка СМИ социологический, культурологический, риторический.
- Публицистический стиль. Особенности публицистического стиля.
- Информационный подстиль.
- Роль общественно-политической терминологии.
- Соотношение письменной и устной речи с языком СМИ.
- Интерпретация политического дискурса в СМИ.
- Политическая метафора.
- Экспрессивные средства в языке современной газеты: тенденции и их культурно речевая оценка.
- Типология жанров: информационные (хроника, заметка, репортаж, интервью и т. п.), аналитические (статья, корреспонденция и т.д.) и художественно-публицистические жанры (эссе, очерк, фельетон, рецензия).
- Заголовок в современных газетных и журнальных текстах.
- Компьютерный корпус текстов современной русской газеты.
- Особенности языка радио и телевидения.
- О специфике языка теле-и радионовостей.
- Принципы организации радио- и телевизионной речи.
- Телеинтервью: особенности проведения и организации речи.
- Универсальные и специфические характеристики Интернета как формы коммуникации.
- Проблемы взаимодействия СМИ и Интернет-коммуникаций.
- Интернет-издания. Особенности языка интернет-изданий.
- Язык СМИ и языковая норма. Языковая эволюция языка СМИ.
- СМИ и речевой этикет нации.
- Роль СМИ в динамике языковых процессов.
- Содержание и соотношение понятий «информационное пространство» и «лингвокультурное пространство».
- Уровни анализа языковых процессов: геолингвистический, интерлингвистический и интралингвистический.
- Основные направления в изучении языка СМИ во второй половине XX века.
- Три подхода к определению понятия «язык СМИ».
- Язык СМИ как знаковая система смешанного типа. Языковая специфика основных средств массовой информации - печати, радио, телевидения.
- Различные концепции функционально-стилистической дифференциации языка и особенности их реализации в медиаречи.
- Язык массовой информации как особый вид функционально-стилевых единств.
- Особенности внутренней функционально-стилевой дифференциации языка СМИ.
- Язык газеты как основа языка СМИ.
- Основные этапы становления и предмет медиалингвитики.
- Внутренняя структура, методы и терминологический аппарат медиалингвистики.
- Медиатекст как основная единица языка СМИ.
- Параметры описания медиатекстов. Роль категория авторства в медиаречи.
- Основные типы медиатекстов, выделяемые в рамках функционально-жанровой классификации.
- Особенности тематической организации медиаконтента.
- Основы типологического описания медитекстов.
- Главные типологические особенности новостных текстов.
- Основные методы изучения медиатекстов.
- Особенности применения метода контент-анализа для изучения языка СМИ.
- Специфика методов дискурсивного анализа и когнитивной лингвистики при исследовании текстов массовой информации.
- Методы изучения культурозначимых компонентов медиатекстов.
- Новости как базовый текст массовой информации.
- Основные признаки информационно-аналитических медиатекстов.
- Главные особенности структуры и содержания публицистических текстов.
- Основные признаки рекламных текстов и особенности их реализации в различных СМИ.
- Основные критерии новостной ценности.
- Форматные признаки новостные тексты в различных СМИ.
- Морфосинтаксические свойства английских новостных текстов.
- Лингвистические особенности английских новостных текстов на лексико-фразеологическом уровне?
- Информационная модель и ее компоненты.
- Лингвомедийные свойства информационно-аналитических текстов.
- Основные способы выражения мнения и оценки в информационно-аналитических текстах.
- Категория идеологической модальности и особенности ее реализации в медиаречи.
- Лингвомедийные признаки публицистических текстов.
- Стилистические особенности публицистики: проблема индивидуально-авторского стиля, использование идиоматики и экспрессивно-стилистических приемов.
- Лингвокультурологические особенности публицистических текстов.
- Рекламный текст: содержание понятия и способы классификации.
- Структура и особенности вербальной части рекламного текста.
- Тексты массовой информации и языковая картина мира.
- Соотношение понятий языковая картина мира и информационная картины мира. Культурная специфика информационной картины мира.
- Особенности лингвомедийной интерпретации событий.
- Концепция культурологического контекста и особенности ее реализации в языке СМИ.
- Роль фонового знания для понимания различных уровней культурологичского контекста.
- Линовокультурные последствия глобализации мирового информационного пространства.
- Особенности взаимодействия текстов массовой информации на уровне формата и содержания.
- Тексты массовой информации в доминирующей лингвокультурной среде.
- Выражение экспрессии в периодической печати в РК;
- Языковые маркеры влияния английского языка в современной русскоязычной медиаречи РК. Проблемы заимствований в языке СМИ.
- Газетизмы.
- Особенности газетной речи в области лексики.
- Экспрессия газетной речи.
- Язык СМИ в РК в свете взаимодействия культур.
- Роль СМИ в РК в динамике языковых процессов.
- Особенности газетной речи в области морфологии и синтаксиса.
- Тексты массовой информации в доминирующей лингвокультурной среде.
- Лингвомедийные технологии создания образов и стереотипов.
- Выражение экспрессии в периодической печати в РК