Вопросы к экзамену
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «История зарубежной литературы»
- Основные этапы развития зарубежной литературы. Литература древнего мира. Понятие об античной литературе. Ее значение в развитии мировой литературы.
- Понятие о мифе и мифологии. Типы и циклы мифов. Космогоническая мифология. Мифы о богах и героях. Основные сюжеты и образы (знание книги Н.А. Куна и А.А. Нейхардт «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима»).
- Гомер и «гомеровский вопрос» в науке. Современное состояние этого вопроса. Мифы о Троянской войне и особенности ее изображения в «Илиаде» Гомера. Гуманистический смысл поэмы.
- Поэма Гомера. «Одиссея». Особенности композиции. Сюжет. Образ Одиссея как эпический идеал человека. Образы мифологических персонажей в поэме.
- Древнегреческий театр. Его происхождение, особенности организации театральных представлений в Афинском полисе, устройство и роль в жизни полиса. Возникновение и развитие античной драмы.
- Античная трагедия: творчество Эсхила, Софокла, Еврипида (анализ 1 трагедии).
- Античная комедия: творчество Аристофана, Менандра, Плавта, Теренция (анализ 1 комедии).
- Общая характеристика древнеримской литературы: периодизация, кружки. Поэмы Вергилия, Овидия. Лирика Горация как римского классициста.
- Средневековое миропонимание и своеобразие художественного языка литературы Средневековья. Героический эпос разных стран («Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о моем Сиде» - анализ одного произведения).
- Рыцарский роман: генезис, основные циклы. «Тристан и Изольда».
- «Божественная комедия» Данте Алигьери: многообразие форм отражения политических, нравственно-психологических и духовно-интеллектуальных проблем средневековой эпохи.
- Ренессанс как новая эпоха в истории человеческой культуры. Ренессанс и античный мир. Гуманизм – новое миропонимание ренессансной эпохи. Своеобразие эстетики Возрождения. Основные направления и жанры литературного творчества. Поэзия Ф. Петрарки.
- «Декамерон» Д. Боккаччо как отражение итальянской действительности XIV столетия. Юмор и сатира в «Декамероне» Д. Боккаччо. Многообразие форм воплощения ренессансного мирочувствования.
- Выражение гуманистических идеалов Ф. Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» (тема воспитания, феодальных войн и будущего). Художественное своеобразие романа Рабле. Изображение средневекового общества в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Мастерство Рабле-сатирика.
- Идея будущего в ренессансном гуманизме и «Утопия» Т. Мора. Значение произведения Мора для литературы его времени и последующих эпох.
- Жизненный путь У. Шекспира. «Шекспировский вопрос». Сонеты Шекспира: поэтические мотивы и своеобразие жанра. Образ автора-поэта в сонетах Шекспира.
- Проблема общественных отношений, долга, семьи, любви, дружбы в трагедиях У. Шекспира. «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Король Лир». Выражение гуманистических взглядов в его трагедиях. Социально-историческая и философско-нравственная основа трагедийного творчества У. Шекспира.
- «Дон Кихот» М. Сервантеса как пародия на рыцарские романы. Художественное своеобразие романа «Дон Кихот». Реалистическое изображение жизни Испании в романе М. Сервантеса.
- XVII столетие – новый этап в развитии европейских литератур. Общественно-историческая и литературная жизнь XVII века. Барокко и классицизм.
- Поэзия Л. Де Гонгоры. Барочные драмы П. Кальдерона.
- Французский классицизм: его формирование и эстетика. П. Корнель – создатель нового театра Франции. Трагедия «Сид».
- Творчество Мольера. Становление «высокой комедии». Анализ одной комедии.
- Литература XVIII века. Просвещение – передовая идеология эпохи. Своеобразие просветительского реализма. «Робинзон Крузо» Д. Дефо как ранний просветительский роман в Англии.
- Изображение английской действительности в «Путешествиях Гулливера» Д. Свифта. Мастерство Свифта-сатирика.
- Просвещение во Франции. Французская философская проза (Вольтер, Д. Дидро).
- Творчество Гете. Трагедия «Фауст». Образ Фауста, его философское и художественное значение.
- Проблема периодизации литературы XIX века. Общественно-исторические условия зарождения романтизма. Основные черты этого направления, проблема эволюции романтизма.
- Романтизм в Германии. Йенская школа. Творчество Новалиса. Творчество Гофмана.
- Английский романтизм. «Озерная школа». Творчество Дж.Г. Байрона как вершина романтического словесного искусства.
- Романная проза периода романтизма. Творчество В. Скотта, В. Гюго и др.
- Реализм как литературное направление и художественный метод.
- Основные эстетические принципы реализма и их воплощение в произведениях О. де Бальзака, Стендаля, Г. Флобера, Ч. Диккенса, У. Теккерея. Анализ 1 из романов одного из авторов.
- Общая характеристика зарубежной литературы конца XIX – начала ХХ века: особенности декадентского мировоззрения, основные направления в литературе и их представители.
- Натурализм и творчество Э. Золя.
- Творчество Г. Де Мопассана: особенности художественного метода.
- Символизм в литературе рубежа XIX-XX веков.
- Драматургия рубежа XIX-ХХ веков: (Ибсен, Шоу, Стриндберг, Метерлинк).
- Общая характеристика литературы первой половины ХХ века. Модернизм как ведущее направление в литературе этого периода. Мирочувствование и основные эстетические принципы модернизма.
- Многообразие художественных исканий писателей-модернистов. Творчество М. Пруста, Дж. Джойса, Ф. Кафки, В. Вульф. Анализ произведения одного из авторов.
- Судьба реализма в ХХ столетии. Новое понимание достоверности в искусстве. Творчество А. Барбюса, Э.-М. Ремарка, А. Зегерс и др.
- Антиутопия в английской литературе (О. Хаксли, Дж. Оруэлл))
- Французский экзистенциализм и его влияние на литературу второй половины ХХ века. Творчество Ж.П.Сартра, А. Камю.
- Английский философский роман. Творчество А. Мердок, У. Голдинга, Дж. Фаулза. Анализ произведения одного из авторов.
- Послевоенная немецкая литература. Г. Бёлль, Г. Грасс.
- Тема молодого поколения в литературе США (Д. Сэлинджер, Д. Керуак).
- Антидрама и антироман.
- Пути развития поэзии в литературе ХХ века.
- «Магический реализм» и творчество Г. Гарсиа Маркеса.
- Постмодернизм в литературе второй половины ХХ века. Основные проблемы, эстетические принципы этого направления и многообразие их художественного воплощения в творчестве писателей-постмодернистов (У. Эко, И. Кальвино, Т. Пинчон, Дж. Барт, Дж. Барнс, П. Акройд, М. Павич, М. Кундера и др.).
- Нравственная и политическая проблематика современной зарубежной литературы.