Зоопсихология и сравнительная психология
«ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Курс «Зоопсихология и сравнительная психология» является частью общей психологии и посвящен изучению эволюции психики. В названии курса отражены представления о предмете данного раздела психологии и основном научном методе изучения этого предмета. Студентам важно понимание сущности психики и основных закономерностей ее преобразования в эволюции, без чего невозможно понимание специфики сознания человека, биологических и социально-культурных факторов, обусловливающих особенности человеческой психики и её развитие в онтогенезе и филогенезе.
Зоопсихология - это наука о психике животных. Сравнительная психология - сравнительное изучение психики на разных уровнях ее развития. Сравнению могут подвергаться в целом разные эволюционные уровни развития психики, отдельные психические процессы на разных стадиях эволюционного или онтогенетического (индивидуального) развития, системные образования психики (например, интеллект, игровая, ориентировочно-исследовательская деятельность, общение и т.п.), а также закономерности развития (индивидуального и видового) на разных эволюционных уровнях. Одной из наиболее популярных областей сравнительной психологии является сравнительное изучение психики животных и человека, поэтому часто без дополнительных уточнений именно эту область называют «сравнительная психология».
Целью освоения дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология» является обеспечение освоения студентами фундаментальной подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих глубокими и разносторонними знаниями в области зоопсихологии и сравнительной психологии, а также в смежных областях – психологии и биологии, профессионально владеющих методами научно-исследовательской работы, знающих специфику основных прикладных направлений в этой области, способных к самостоятельной работе.
В процессе освоения дисциплины студент готовиться к решению следующих профессиональных задач:
- дать представление о характере, особенностях и закономерностях развития психики в филогенезе и онтогенезе различных видов животных;
- познакомить с классическими теориями эволюции психики, с современными знаниями в области зоопсихологии и сравнительной психологии, прикладными исследованиями в этих областях;
- показать в психике животных прообразы поведения человека;
- обучить основам практической работы по наблюдению за поведением животных и его описанию;
- привить навыки самостоятельной работы с литературой и умения ориентироваться в современных направлениях развития комплекса наук о поведении и психики животных.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Зоопсихология и сравнительная психология» относится к Блоку 1 обязательной части основной профессиональной образовательной программы бакалавра.
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы бакалавриата, обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование общекультурных и профессиональных компетенций.
Общепрофессиональные компетенции:
Способен осуществлять научное исследование в сфере профессиональной деятельности на основе современной методологии (ОПК – 1)
Наименование и код компетенции (Результаты освоения программы бакалавриата) |
Индикатор достижения компетенций Составляющие результатов освоения Показатели оценивания (знания, умения, навыки)
|
Способен осуществлять научное исследование в сфере профессиональной деятельности на основе современной методологии (ОПК – 1) |
Знать: современные концепции картины мира, их основополагающие принципы и содержание; основные научно-теоретические и прикладные аспекты естественных, общественных, гуманитарных наук и философии; гуманистические ценности современной цивилизации; содержание принципов гуманизма, свободы и демократии Уметь: формулировать и анализировать проблемы на основе сформированного мировоззрения и достижений естественных, общественных, гуманитарных наук и философии; структурировать имеющиеся знания и самостоятельно овладевать новыми; самостоятельно формулировать гуманистические ценности современного общества; оценивать и применять содержание принципов гуманизма, свободы и демократии в современном обществе. Владеть: владение основными достижениями естественных, общественных, гуманитарных наук и философии; оперировать полученными знаниями и навыками в процессе анализа социально-общественного и культурно-исторического устройства общества;владеть практическими навыками и применять знания в процессе участия в совершенствовании и развитии общества. |
Очная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов), в т. ч. контактная работа с преподавателем - на лекционные занятия 22 часа, практические занятия 32 часа, форма контроля – экзамен (36 часов).
Самостоятельная работа 18 часов.
Очно-заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов, в т. ч. контактная работа с преподавателем - на лекционные занятия 10 часов, практические занятия 18 часов, консультации студентов – 20 часов, форма контроля – экзамен (36 часов).
Самостоятельная работа 24 часа.