Введение в клиническую психологию
«ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Введение в клиническую психологию» является освоение студентами основ знаний по главным понятиям, структуре клинической психологии, формирование у них современных представлений о личности как о единой социально-биологической структуре, которые служат естественнонаучной базой для понимания особенностей психической деятельности больного психическими и соматическими заболеваниями, выработке системного подхода к диагностике, лечению и профилактике широкого круга заболеваний в теснейшей связи с деонтологией.
В процессе освоения дисциплины студент готовиться к решению следующих профессиональных задач:
- освоить фундаментальные теоретические основы клинической психологии;
- сформировать представления о месте клинической психологии в контексте других психологических дисциплин, с другими смежными дисциплинами (психиатрией, физиологией, внутренними болезнями, педагогикой);
- ознакомить студентов с основными методами экспериментально-психологического исследования больных людей и основными направлениями психокоррекционной работы;
- ознакомить студентов с общепсихологическими фундаментальными проблемами, решаемыми клинической психологией.
- получение практических навыков и умений при применении клинических диагностических методик, умение интерпретировать полученные данные в соответствии с задачей, составление заключения, на основе полученных результатов.
-
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Введение в клиническую психологию» относится к Блоку 1 обязательной части основной профессиональной образовательной программы бакалавра.
Курс «Введение в клиническую психологию» является составной и неотъемлемой частью блока фундаментальных общепсихологических дисциплин, определяющих подготовку профессиональных психологов. Изучение курса «введение в клиническую психологию» предусматривает тесную связь между теоретической и практической подготовкой студентов по таким смежным дисциплинам обучения по направлению психология, как «Общая психология» и «Психология развития и возрастная психология». «Введение в клиническую психологию» предваряет и находится в тесной связи с изучением таких курсов как «Основы нейропсихологии», «Основы патопсихологии».
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы бакалавриата, обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование общекультурных и профессиональных компетенций:
Общепрофессиональные компетенции:
- Способен выполнять свои профессиональные функции в организациях разного типа, осознанно соблюдая организационные политики и процедуры (ОПК – 8).
Профессиональные компетенции:
- Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) (ПК -4).
Наименование и код компетенции (Результаты освоения программы бакалавриата) |
Индикатор достижения компетенций Составляющие результатов освоения Показатели оценивания (знания, умения, навыки)
|
Способен выполнять свои профессиональные функции в организациях разного типа, осознанно соблюдая организационные политики и процедуры (ОПК-8) |
Знать: базовые процедуры анализа проблем человека и социализации индивида, проблем профессиональной и образовательной деятельности, характеристики функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями; Уметь: проводить базовые процедуры анализа проблем человека и социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, анализировать характеристики функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями; Владеть: владение полученными знаниями и навыками в процессе анализа проблем человека и социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями. |
Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам)(ПК-4) |
Знать: Социальная психология, психология малых групп, методология индивидуальных консультаций и тренингов (специфика, виды, длительность и т.д.) Организационная психология (концептуальные подходы, особенности, виды и т.д.) Основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров Основные теории оказания психологический помощи персоналу организаций (управление, организация, отбор и т.д.) Требования к документообороту в области управления персоналом, межведомственного взаимодействия, оказания услуг в социальной сфере Современные стандартные требования к документированию, периодичности, качеству и условиям оказания услуг в психологии Требования к конфиденциальности информации, хранению и оперированию персональными личными данными Уметь: Анализировать заявки и обращения органов и организаций социальной сферы на получение психологических услуг Проводить психологический анализ и оценку результативности деятельности клиентов в соответствии со стандартами и регламентами в социальной сфере Вести переговоры с представителями органов и организаций социальной сферы по реализации их обращений и заявок Составлять договоры и другую документацию на оказание психологических услуг в социальной сфере Работать с информационными сетями, осуществлять поиск новой информации по профилю деятельности Применять на практике методы обучения взрослых, индивидуального и групповой работы для психологической помощи и повышения эффективности профессиональной деятельности клиентов Оценивать эффективность оказания психологической помощи клиентам Критически оценивать обратную связь от получателей психологических услуг, психологического просвещения в социальной сфере Вести документацию, служебную переписку в соответствии с требованиями к документам в социальной сфере Разрабатывать новые формы и методы оказания психологической помощи клиентам Владеть: Разработка планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи клиентам Оказание индивидуальной психологической помощи клиентам Проведение тренингов для клиентов в целях повышения эффективности их работы (тренинги командообразования, групповой сплоченности и т.п.) Проведение психологических тренингов, направленных на расширение и укрепление внутренних ресурсов клиентов Консультирование клиентов по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом Повышение квалификации клиентов по вопросам психологии социальной работы Проведение занятий с клиентами по вопросам управления, эффективной организации труда, повышения квалификации Создание информационного ресурса по психологии социальной сферы и использование его содержания в деятельности по оказанию психологической помощи клиентам |
Очная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часов, в т. ч. контактная работа с преподавателем - лекционные занятия 24 часов, практические занятия 38 часов, консультации студентов – 32 часа, форма контроля – экзамен 36 часов.
Самостоятельная работа 14 часов.
Очно-заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часов, в т. ч. контактная работа с преподавателем - лекционные занятия 16 часов, практические занятия 20 часов, консультирование студентов -32 часа, форма контроля – экзамен 36 часов.
Самостоятельная работа 40 часов.