Современные концепции естествознания
«СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Развитие современной техногенной цивилизации выдвигает на первый план проблемы мировоззренческой ориентации человека. Новому, более высокому уровню развития техники и технологии производства должна соответствовать более высокая ступень развития человека и человеческого общества в их взаимодействии с природой.
Целью курса «Современные концепции естествознания» является формирование у студентов научного мировоззрения и осознание ими принципов и закономерностей развития природы. Речь идет о концептуальном усвоении основ в области физики, химии, биологии и других областях естествознания, а также о важнейших направлениях в развитии естествознания.
Задачами курса являются:
- усвоение основных принципов и методов исследования, применяемых в естествознании;
- формирование у будущих специалистов в области гуманитарных наук естественно-научный способ мышления, целостное мировоззрение, основанное на синтезе гуманитарной и естественно-научной культуры;
- повышение общего кругозора, культуры мышления и формирование научного мировоззрения студента.
В результате изучения базовой части цикла студент должен:
- владеть основами знаний в области концепций современного естествознания; уметь базироваться на принципах естественнонаучного подхода в процессе;
- формирования мировоззренческих взглядов в аспекте взаимоотношений человека с окружающей средой и проблем экологической безопасности;
- уметь использовать знания естественных наук в профессиональной деятельности; vориентироваться в современной системе источников информации, представлять возможности информационных технологий;
- владеть навыками использования различных программных средств и работы в Интернете, работы с базами данными и использовать интернет-ресурсы.
- естественно-научной методологией познания закономерностей развития объективного мира;
- формами и методами применения системного и синергетического подходов к анализу различных явлений и процессов действительности;
- навыками оценки и прогнозирования последствий взаимодействия общества и природы.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Современные концепции естествознанания» относится к базовой части ОПОП (Б1.Б.11).
Приступая к изучению дисциплины, студент должен знать: общие концепции естественных наук; процессы взаимовлияния природы и общества, основные направления развития и разработок в области естественных наук.
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование следующих компетенций:
Общекультурных компетенций:
- способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
Профессиональных:
- способность к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6)
Результаты обучения (компетенции ФГОС) |
Составляющие результатов обучения |
Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1). |
Знать: современные концепции картины мира, их основополагающие принципы и содержание; основные научно-теоретические и прикладные аспекты естественных, общественных, гуманитарных наук и философии |
Уметь: формулировать и анализировать проблемы на основе сформированного мировоззрения и достижений естественных, общественных, гуманитарных наук и философии; структурировать имеющиеся знания и самостоятельно овладевать новыми |
|
Формируемые навыки: владение основными достижениями естественных, общественных, гуманитарных наук и философии; оперировать полученными знаниями и навыками в процессе анализа социально-общественного и культурно-исторического устройства общества |
|
Способность к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6) |
Знать: особенности постановки профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности психолога |
Уметь: ставить задачи проведения научно-исследовательского и практического исследования в профессиональной деятельности |
|
Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе постановки профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности психолога |
Очная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины «Современные концепции естествознания» составляет две зачетных единицы (72 часа), в т.ч. контактная работа с преподавателем - лекционные занятия – 14 часов, практические занятия – 20 часов, форма контроля - зачет.
Самостоятельная работа – 38 часов.
Заочная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы,72 часа, в т. ч. контактная работа с преподавателем – лекционные занятия 4 часа, практические занятия 4 часа, форма контроля – зачет, 4 часа.
Самостоятельная работа 60 часов.