Социальная психология
«СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цель изучения курса – приобретение профессиональной компетентности в области научно-психологического описания и анализа феноменов и закономерностей социального поведения личности и групп.
В процессе освоения дисциплины студент готовиться к решению следующих профессиональных задач:
- выявление специфики и особенностей социально-психологического знания, сложности его строения, обнаружение взаимосвязи между различными предметными областями социальной психологи;
- овладение историей развития социально-психологических знаний;
- ознакомление студентов с разными подходами к исследованию социально - психологических феноменов;
- формирование умений анализировать различные социально-психологические явления, опираясь на принципы естественнонаучной, гуманитарной и постмодернистской парадигм;
- демонстрация значимости выявленных социально-психологических закономерностей для понимания современного состояния общества и решения его проблем и их влияния на становление прикладной и практической социальной психологии.
- осуществления правозащитной деятельности;
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Социальная психология» относится Блоку 1 обязательной части основной профессиональной образовательной программы бакалавра.
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы бакалавриата, обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование следующих компетенций:
Универсальные компетенции:
- Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК – 5).
Общепрофессиональные компетенции:
- Способен использовать основные формы психологической помощи для решения конкретной проблемы отдельных лиц, групп населения и (или) организаций, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организацииинклюзивного образования. ОПК -4);
Практические компетенции:
- Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию (ПК – 2);
- способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);
- Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса (ПК -7).
Результаты обучения (компетенции ФГОС) |
Составляющие результатов обучения |
Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК – 5); |
Знать: закономерности и особенности социально-исторического развития различных культур в этическом и философском контексте Уметь: понимать и воспринимать разнообразие общества в социальноисторическом, этическом и философском контекстах Владеть: простейшими методами адекватного восприятия межкультурного разнообразия общества в социальном и историческом, этическом и философском контекстах; - навыками общения в мире культурного многообразия с использованием этических норм поведения |
Способен использовать основные формы психологической помощи для решения конкретной проблемы отдельных лиц, групп населения и (или) организаций, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образования. ОПК -4 |
Знать: особенности возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска психического функционирования человека; характеристики человека в зависимости от его принадлежности к гендерной, этнической профессиональной и другим социальным группам; особенности развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях. Уметь: осуществлять стандартные базовые процедуры оказания психологической помощи индивиду, группе, организации; использовать традиционные психологические методы и технологии оказания психологической помощи; распознавать характеристики человека в соотнесении с этапами его возрастного развития, наличия кризисов и факторов риска; видеть особенности психического функционирования с учетом его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другими социальными группами. Владеть: владеть полученными знаниями и навыками в процессе оказания психологической помощи индивиду, группе, организации с использованием традиционных психологических методов и технологий оказания психологической помощи; владеть полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека. |
Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию (ПК – 2) |
Знать: Отечественная и зарубежная социальная психология (современные направления, актуальные проблемы, методы работы); Психология кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), рискология, психология горя, потери, утраты; Психология экстремальных ситуаций (подходы, проблемы, виды помощи, последствия); Психология малых групп (виды, взаимоотношения в малых группах, давление в группе); Психология семьи (подходы, онтология, структура семьи, этапы ее развития, особенности взаимоотношений) и семейных отношений; Психология зависимости, аддикций, девиантология; Возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни Современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени); Проблемы социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи); Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации; Типологии проблем граждан разной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-правовые, педагогические и др.); Инфраструктура муниципального образования, ресурсы местного сообщества для поддержки отдельных лиц и социальных групп; Технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации Основы психологического консультирования (виды, формы, методы); Основы организации и проведения психологического тренинга (методология, проведение, результаты, последствия);
Уметь: Взаимодействовать с разными лицами и группами по вопросам психологической помощи клиентам; Организовывать психологическое сопровождение клиентов, нуждающихся в психологической помощи Оказывать психологическую поддержку клиентам для выхода из трудных жизненных ситуаций; Создавать социально-психологическую сеть для психологической поддержки клиентов; Оказывать психологическое воздействие на социальное окружение клиентов в рамках профессиональных этических норм; Обосновывать применение конкретных психологических технологий для преодоления клиентами трудностей социализации Вести психологическую просветительскую деятельность среди населения; Взаимодействовать с другими работниками, органами и организациями социальной сферы по вопросам поддержки лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию; Разрабатывать программы индивидуальной работы с клиентами с учетом конкретных профессиональных задач; Разрабатывать программы групповой работы по психологической поддержке клиентов; Разрабатывать программы оказания психологической помощи членам социальных групп, попавших в трудную жизненную ситуацию, с участием специалистов на межведомственной основе; Использовать современные технологии работы с информационными базами данных и иными информационными системами для решения вопросов клиентов; Хранить и обрабатывать персональные данные клиентов; Вести делопроизводство и служебную переписку. Владеть: Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников; Создание команды и проведение программ активизации личностных ресурсов клиентов, в том числе на межведомственной основе; Групповое и индивидуальное консультирование клиентов; Проведение психологических тренингов по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации; Содействие в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов; Разработка программ по использованию ресурсов социальных сетей в целях психологической поддержки клиентов; Привлечение социального окружения клиентов к их психологической поддержке и создание специальных страничек, блогов, групп в социальных сетях; Работа по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов
|
Способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4) |
Знать: особенности возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска психического функционирования человека; характеристики человека в зависимости от его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам Уметь: распознавать характеристики человека в соотнесении с этапами его возрастного развития, наличия кризисов и факторов риска; видеть особенности психического функционирования с учетом его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другими социальными группами Владеть: владеть полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека. |
Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса (ПК -7)
|
Знать: Современные теории и методы консультирования. Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития. Этические нормы организации и проведения консультативной работы. Содержание работы межведомственных организаций (ресурсных центров) для информирования субъектов образовательного процесса о способах получения отраслевой психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей. Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка. Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Уметь: Владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных взаимодействий, обучающихся и их общения в образовательных организациях и семье. Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей обучающегося. Владеть способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности. Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Владеть: Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам. Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам. Консультирование педагогов и преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам. Консультирование администрации образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся. Ведение профессиональной документации (планы работ, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
Очная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа), в т. ч. контактная работа с преподавателем - лекционные занятия 22 часа, практические занятия 32 часа, форма контроля – экзамен-36 часов.
Самостоятельная работа 54 часа.
Очно-заочная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часа, из них –контактная работа с преподавателем: лекционные занятия 16 часов, практические занятия 16 часов, консультации - 20 часов, форма контроля – экзамен – 36 часов.
Самостоятельная работа 56 часов.