Поиск по каталогу  |  Интер-Сервис      in-s АНО ВО "Волгоградский гуманитарный институт" АНО ВО "Волгоградский гуманитарный институт"
Автономная
некоммерческая организация
высшего образования
«Волгоградский гуманитарный институт»
Объявления! 
Всё о ВгГИ 

Семейное консультирование

«СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Семейное консультирование» является формирование у студентов целостного научно-обоснованного представления об общих закономерностях формирования семейной системы, основных видах нарушений в ее функционировании, овладение умениями диагностики семейных проблем, применения методов  и приемов семейной  психотерапии  и  консультирования.

Основными задачами учебного курса являются: формирование содержательного представления о семье в социально-психологическом аспекте, о ее структуре и динамике развития, социальных функциях семьи в современном обществе; выработка навыков самостоятельного психологического анализа семейных отношений и процессов; умение выявлять основные причины нарушения функционирования семейной системы; развитие комплекса практических диагностических и консультативных умений по решению проблем семьи.

 

2. Место дисциплины в структуре ОПОП

Дисциплина «Семейное консультирование» относится к Блоку 1 обязательной части основной профессиональной образовательной программы бакалавра.

 

3. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы бакалавриата, обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы

В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование следующих компетенций:

Универсальные компетенции:

- Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений (УК – 2).

Общепрофессиональные компетенции: 

- Способен использовать основные формы психологической помощи для решения конкретной проблемы отдельных лиц, групп населения и (или) организаций, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образования (ОПК–4).

- Способен выполнять организационную и техническую работу в  реализации конкретных мероприятий профилактического, развивающего, коррекционного или реабилитационного характера (ОПК-5).

Профессиональные компетенции:             

- Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию (ПК -2).

- Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) (ПК-4).

- Психологическая диагностика детей и обучающихся (ПК–8).

 

Наименование и код компетенции

(Результаты освоения программы бакалавриата)

Индикатор достижения компетенций

Составляющие результатов освоения

Показатели оценивания (знания, умения, навыки)

 

Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений (УК -2)

Знать: виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач; - основные методы оценки разных способов решения задач; - действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность

Уметь: проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения; - анализировать альтернативные варианты для достижения намеченных результатов; - использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности

Владеет: методиками разработки цели и задач проекта; - методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта; - навыками работы с нормативно-правовой документацией.

Способен выполнять организационную и техническую работу в  реализации конкретных мероприятий профилактического, развивающего, коррекционного или реабилитационного характера ОПК -4)

Знать: особенности возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска психического функционирования человека; характеристики человека в зависимости от его принадлежности к гендерной, этнической профессиональной и другим социальным группам;

особенности развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях

Уметь: осуществлять стандартные базовые процедуры оказания психологической помощи индивиду, группе, организации; использовать традиционные психологические методы и технологии оказания психологической помощи;

распознавать характеристики человека в соотнесении с этапами его возрастного развития, наличия кризисов и факторов риска; видеть особенности психического функционирования с учетом его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другими социальными группами.

Владеет: владеть полученными знаниями и навыками в процессе оказания психологической помощи индивиду, группе, организации с использованием традиционных психологических методов и технологий оказания психологической помощи;

владеть полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека.

Способен выполнять организационную и техническую работу в  реализации конкретных мероприятий профилактического, развивающего, коррекционного или реабилитационного характера (ОПК -5)

Знать: особенности развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях и способы их диагностики;

специфику проведения психологических исследований;

Уметь: диагностировать особенности развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях;

применять свои общепрофессиональные знания в процессе подготовки и проведения психологических исследований.

Владеет: владеть полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека с целью гармонизации его функционирования;

владеть полученными знаниями и навыками в процессе проведения психологических исследований в различных научных и научно-практических областях психологии.

Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию (ПК -2)

Знать: Отечественная и зарубежная социальная психология (современные направления, актуальные проблемы, методы работы)

Психология кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), рискология, психология горя, потери, утраты

Психология экстремальных ситуаций (подходы, проблемы, виды помощи, последствия)

Психология малых групп (виды, взаимоотношения в малых группах, давление в группе)

Психология семьи (подходы, онтология, структура семьи, этапы ее развития, особенности взаимоотношений) и семейных отношений

Психология зависимости, аддикций, девиантология

Возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни

Современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени)

Проблемы социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи)

Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации

Типологии проблем граждан разной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-правовые, педагогические и др.)

Инфраструктура муниципального образования, ресурсы местного сообщества для поддержки отдельных лиц и социальных групп

Технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации

Основы психологического консультирования (виды, формы, методы); Основы организации и проведения психологического тренинга (методология, проведение, результаты, последствия)

Уметь:

Взаимодействовать с разными лицами и группами по вопросам психологической помощи клиентам

Организовывать психологическое сопровождение клиентов, нуждающихся в психологической помощи

Оказывать психологическую поддержку клиентам для выхода из трудных жизненных ситуаций

Создавать социально-психологическую сеть для психологической поддержки клиентов

Оказывать психологическое воздействие на социальное окружение клиентов в рамках профессиональных этических норм

Обосновывать применение конкретных психологических технологий для преодоления клиентами трудностей социализации

Вести психологическую просветительскую деятельность среди населения

Взаимодействовать с другими работниками, органами и организациями социальной сферы по вопросам поддержки лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию

Разрабатывать программы индивидуальной работы с клиентами с учетом конкретных профессиональных задач

Разрабатывать программы групповой работы по психологической поддержке клиентов

Разрабатывать программы оказания психологической помощи членам социальных групп, попавших в трудную жизненную ситуацию, с участием специалистов на межведомственной основе

Использовать современные технологии работы с информационными базами данных и иными информационными системами для решения вопросов клиентов

Хранить и обрабатывать персональные данные клиентов

Вести делопроизводство и служебную переписку.

 

Владеет:                   

Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников

Создание команды и проведение программ активизации личностных ресурсов клиентов, в том числе на межведомственной основе

Групповое и индивидуальное консультирование клиентов

Проведение психологических тренингов по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации

Содействие в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов

Разработка программ по использованию ресурсов социальных сетей в целях психологической поддержки клиентов

Привлечение социального окружения клиентов к их психологической поддержке и создание специальных страничек, блогов, групп в социальных сетях

Работа по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов

 

Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) (ПК -4)

Знать:

Социальная психология, психология малых групп, методология индивидуальных консультаций и тренингов (специфика, виды, длительность и т.д.)

Организационная психология (концептуальные подходы, особенности, виды и т.д.)

Основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров

Основные теории оказания психологический помощи персоналу организаций (управление, организация, отбор и т.д.)

Требования к документообороту в области управления персоналом, межведомственного взаимодействия, оказания услуг в социальной сфере

Современные стандартные требования к документированию, периодичности, качеству и условиям оказания услуг в психологии

Требования к конфиденциальности информации, хранению и оперированию персональными личными данными

Уметь:

Анализировать заявки и обращения органов и организаций социальной сферы на получение психологических услуг

Проводить психологический анализ и оценку результативности деятельности клиентов в соответствии со стандартами и регламентами в социальной сфере

Вести переговоры с представителями органов и организаций социальной сферы по реализации их обращений и заявок

Составлять договоры и другую документацию на оказание психологических услуг в социальной сфере

Работать с информационными сетями, осуществлять поиск новой информации по профилю деятельности

Применять на практике методы обучения взрослых, индивидуального и групповой работы для психологической помощи и повышения эффективности профессиональной деятельности клиентов

Оценивать эффективность оказания психологической помощи клиентам

Критически оценивать обратную связь от получателей психологических услуг, психологического просвещения в социальной сфере

Вести документацию, служебную переписку в соответствии с требованиями к документам в социальной сфере

Разрабатывать новые формы и методы оказания психологической помощи клиентам

Владеет:

Разработка планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи клиентам

Оказание индивидуальной психологической помощи клиентам

Проведение тренингов для клиентов в целях повышения эффективности их работы (тренинги командообразования, групповой сплоченности и т.п.)

Проведение психологических тренингов, направленных на расширение и укрепление внутренних ресурсов клиентов

Консультирование клиентов по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом

Повышение квалификации клиентов по вопросам психологии социальной работы

Проведение занятий с клиентами по вопросам управления, эффективной организации труда, повышения квалификации

Создание информационного ресурса по психологии социальной сферы и использование его содержания в деятельности по оказанию психологической помощи клиентам

Психологическая диагностика детей и обучающихся (ПК -8)

Знать:

Теория и методология психодиагностики, классификация психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования.

Методы и технологии, позволяющие решать диагностические и  развивающие задачи.

Методы сбора, обработки информации, результатов психологической диагностики.

Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования.

Психология личности и социальная психология малых групп.

Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей.

Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка.

Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

Уметь:

Подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования.

Планировать и проводить диагностическое обследование с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатов.

Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации детей и обучающихся к новым образовательным условиям.

Выявлять особенности и возможные причины дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи.

Осуществлять социально-психологическую диагностику особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных коллективов обучающихся, диагностику социально-психологического климата в коллективе.

Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания и совместно с педагогом, преподавателем разрабатывать способы их коррекции.

Проводить мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования соответствующего уровня.

Осуществлять диагностику одаренности, стркутуры способностей.

Владеет способами оценки эффективности и совершенствования диагностической деятельности, составления психологических заключений и портретов личности обучающихся.

 

 

Очная форма обучения

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа), в т. ч. контактная работа с преподавателем - лекционные занятия 22 часа, практические занятия 32 часа, форма контроля – экзамен 36 часов.

Самостоятельная работа 54 часа.

 

Очно-заочная форма обучения

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа), в т. ч. контактная работа с преподавателем - лекционные занятия 16 часов, практические занятия 14 часов, консультативная работа 20 часов, форма контроля – экзамен 36часов.

Самостоятельная работа 58  часов. 

 События!
 
«Волгоградский гуманитарный институт» (ВгГИ)
www.VGGI.RU

Сведения об образовательной организации

X