Психология творчества
«ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Психология творчества» являются: повышение общей и психологической культуры; усвоение основных закономерностей и механизмов творческой деятельности; формирование целостного представления о феномене творчества; развитие умений организации творческого процесса.
Задачи дисциплины заключаются в ознакомлении с основными направлениями развития психологии творчества; овладении понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы творческой деятельности, инструментарием психологического анализа, диагностики и проектирования творческих возможностей личности; формировании приемов творческой деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Психология творчества» относится к дисциплинам по выбору вариативной части (Б1.В.ДВ.3.1).
Проблема интеллекта и творчества в настоящее время относится к одной из самых актуальных, привлекает все большее внимание специалистов разных областей знаний. Это связано с тем, что наступает новый этап развития цивилизации – так называемое «информационное общество», в котором главной ценностью отдельного человека и ресурсом всего государства будет являться интеллектуальный и творческий потенциал человека.
Для современных условий нашей страны, характеризующихся большой степенью неопределенности как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни, становится актуальным формирование таких качеств у выпускника вуза, которые позволяли бы ему раскрывать интеллектуальные и творческие способности в нестандартных ситуациях, быть восприимчивым к новым идеям и технологиям, уметь взаимодействовать с людьми с иными особенностями. Для специалиста также важно развивать собственные творческие способности, поскольку его деятельность содержит в соответствии с ФГОС ВО научно-исследовательский компонент. Развитие творческого потенциала студента является одной из стратегий НОЧУ ВО «ВгГИ» по повышению качества подготовки выпускника.
Изучению дисциплины «Психология творчества» способствует одновременное формирование знаний о человеке и обществе, роли творческой личности в социальных, политических и исторических явлениях.
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование следующих компетенций:
общекультурных компетенций:
- способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
общепрофессиональных компетенций:
- способность к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6);
- способность к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7).
Результаты обучения (компетенции ФГОС) |
Составляющие результатов обучения |
Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1). |
Знать: современные концепции картины мира, их основополагающие принципы и содержание; основные научно-теоретические и прикладные аспекты естественных, общественных, гуманитарных наук и философии Уметь: формулировать и анализировать проблемы на основе сформированного мировоззрения и достижений естественных, общественных, гуманитарных наук и философии; структурировать имеющиеся знания и самостоятельно овладевать новыми Формируемые навыки: владение основными достижениями естественных, общественных, гуманитарных наук и философии; оперировать полученными знаниями и навыками в процессе анализа социально-общественного и культурно-исторического устройства общества |
Способность к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6) |
Знать: особенности постановки профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности психолога Уметь: ставить задачи проведения научно-исследовательского и практического исследования в профессиональной деятельности Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе постановки профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности психолога |
Способность к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7) |
Знать: специфику проведения психологических исследований Уметь: применять свои общепрофессиональные знания в процессе подготовки и проведения психологических исследований Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе проведения психологических исследований в различных научных и научно-практических областях психологии. |
Очная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины «Психология творчества» составляет четыре зачетных единицы (144 часа), в т.ч. контактная работа с преподавателем - лекционные занятия – 22 часа, практические занятия – 32 часа, форма контроля – экзамен, трудоемкость экзамена составляет 36 часов.
Самостоятельная работа – 54 часа.
Заочная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы,144 часа, в т. ч. контактная работа с преподавателем - лекционные занятия 6 часов, практические занятия 8 часов, форма контроля – экзамен, 9 часов.
Самостоятельная работа 121 часа.