Психология труда, инженерная психология и эргономика
«ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЭРГОНОМИКА»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Психология труда, инженерная психология и эргономика» является формирование у студентов системы научных понятий и базовых научных представлений о трудовой деятельности в контексте основных классических и современных проблем психологии труда; обеспечение студентов профессиональным владением методами психологии труда, ориентировкой в специфических психологических составляющих труда; развитие у студентов интереса к фактам и закономерностям психики на материале разнообразных видов активности людей в труде; культивирование равного уважения к разным видам труда и представителям разных профессиональных общностей; формирование правильного отношении к труду психолога-практика как человека, в сфере деятельности которого не только применяется, но и порождается жизнеспособное и истинное психологическое знание.
В процессе освоения дисциплины студент готовиться к решению следующих профессиональных задач:
- Сформировать ориентацию в специфических составляющих предмета психологии труда, инженерной психологии и эргономике, позволяющую сохранить специалисту четкую профессиональную позицию в ситуации делового взаимодействия с представителями социологии труда, физиологии труда, гигиены труда и т.д. при решении комплексных междисциплинарных задач.
- Сформировать систему научных понятий и представлений в контексте основных классических и современных проблем психологии труда, инженерной психологии и эргономики.
- Обеспечить основательное знание теоретических прикладных проблем психологии труда, опираясь на базовую, фундаментальную подготовку студента в целом и органически включаясь в систему такой подготовки.
- Выработать умение соотносить частные задачи, возникающие в практике психологического обслуживания с фундаментальными проблемами психологии в целом.
- Обеспечить профессиональное овладение гностическими, конструктивными методами психологии труда, инженерной психологии и эргономики будущего специалиста.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Психология труда, инженерная психология и эргономика» относится к дисциплинам базовой части (Б1.Б.21)
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование общекультурных и профессиональных компетенций.
Общекультурные компетенции:
- способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
- способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2).
Профессиональные компетенции:
- способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3);
- способность к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7);
- способность к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий (ПК-10);
Результаты обучения (компетенции ФГОС) |
Составляющие результатов обучения |
Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1). |
Знать: современные концепции картины мира, их основополагающие принципы и содержание; основные научно-теоретические и прикладные аспекты естественных, общественных, гуманитарных наук и философии Уметь: формулировать и анализировать проблемы на основе сформированного мировоззрения и достижений естественных, общественных, гуманитарных наук и философии; структурировать имеющиеся знания и самостоятельно овладевать новыми Формируемые навыки: владеть основными достижениями естественных, общественных, гуманитарных наук и философии; оперировать полученными знаниями и навыками в процессе анализа социально-общественного и культурно-исторического устройства общества |
Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2). |
Знать: гуманистические ценности современной цивилизации; содержание принципов гуманизма, свободы и демократии Уметь: самостоятельно формулировать гуманистические ценности современного общества; оценивать и применять содержание принципов гуманизма, свободы и демократии в современном обществе Формируемые навыки: владеть практическими навыками и применять знания в процессе участия в совершенствовании и развитии общества |
Способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3) |
Знать: стандартные базовые методы и технологии психологической помощи индивиду, группе, организации Уметь: осуществлять стандартные базовые процедуры оказания психологической помощи индивиду, группе, организации; использовать традиционные психологические методы и технологии оказания психологической помощи Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе оказания психологической помощи индивиду, группе, организации с использованием традиционных психологических методов и технологий оказания психологической помощи |
Способность к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7) |
Знать: специфику проведения психологических исследований Уметь: применять свои общепрофессиональные знания в процессе подготовки и проведения психологических исследований Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе проведения психологических исследований в различных научных и научно-практических областях психологии. |
Способность к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий (ПК-10) |
Знать: принципы проектирования, реализации и оценки учебно-воспитательного процесса при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий; сущностные характеристики учебно-методической работы в сфере общего образования и особенности ее проведения; особенности методики преподавания психологии как общеобразовательной дисциплины; особенности создания условий и проведения лабораторных и практических занятий Уметь: применять принципы проектирования, реализации и оценки учебно-воспитательного процесса при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий; учебно-методическую работу в сфере общего образования; преподавать психологию как общеобразовательную дисциплину, проводить лабораторные и практические занятия Формируемые навыки: владеть способностью и готовностью применять принципы проектирования, реализации и оценки учебно-воспитательного процесса при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий |
Очная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов, в том числе контактная работа с преподавателем: лекций – 22 часа, семинаров – 32 часа, форма контроля экзамен – 36 часов.
Самостоятельной работы – 90 часов.
Заочная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов, в том числе контактная работа с преподавателем: лекций – 8 часов, семинаров – 10 часов, форма контроля - экзамен – 9 часов.
Самостоятельной работы – 153 часа.