Психология стресса
«ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Освоение курса «Психология стресса» позволит будущим психологам справляться с профессиональным выгоранием, нервно-психическим напряжением самому и активно помогать в этом своим клиентам; улучшать социально-психологический климат в организации за счет умений справляться со стрессом и эмоциональным напряжением у персонала организации; организовывать психопрофилактические мероприятия по борьбе со стрессом; разрабатывать тренинги; предотвращать появление состояний монотонии и политонии.
Цель дисциплины: формирование у студентов системных представлений о стрессе, его причинах, проявлениях и последствиях; формирование умений проводить научно обоснованную диагностику стресса и состояний сниженной работоспособности и реализовывать программы обучения приемам стресс-менеджмента.
Задачи изучения дисциплины:
- Раскрыть основные теоретические концепции и современные методы исследования стресса, причины возникновения и формы проявления стрессовых состояний, влияния стресса на поведение, деятельность и психическое здоровье личности.
- Познакомиться с психологическими методами диагностики и коррекции стресса в прикладных условиях.
- Освоить практические средства и приемы стресс-менеджмента и психической саморегуляции.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Психология стресса относится к Блоку 1 обязательной части основной профессиональной образовательной программы бакалавра.
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы бакалавриата, обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций .
Общепрофессиональные компетенции:
- Способен выбирать адекватные, надежные и валидные методы количественной и качественной психологической оценки, организовывать сбор данных для решения задач психодиагностики в заданной области исследований и практики (ОПК – 3).
Профессиональные компетенции:
- Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов) (ПК-5);
- Психологическая диагностика детей и обучающихся (ПК-8).
Результаты обучения (компетенции ФГОС) |
Составляющие результатов обучения |
ОПК – 3. Способен выбирать адекватные, надежные и валидные методы количественной и качественной психологической оценки, организовывать сбор данных для решения задач психодиагностики в заданной области исследований и практики. |
Знать: особенности развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях. Уметь: диагностировать особенности развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях. Владеть: владеть полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека с целью гармонизации его функционирования. |
ПК-5. Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов) |
Знать: Основы социальной психологии, психология малых групп Законодательство Российской Федерации и международные документы в области защиты прав детей Проблемы социализации на разных ступенях развития ребенка, нарушения социализации (дезадаптация, депривация) Особенности адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях Возрастная психология (характеристика возрастных периодов развития, особенности развития, нарушения в развитии и т.д.), педагогическая психология Психология семьи (структура, функции, этапы, проблемы внутрисемейных отношений) Психология горя, потери, утраты и проявления в поведении детей и взрослых пережитых травм Психология кризисных состояний, последствий пережитых кризисных ситуаций, их проявлений в поведении Психология воспитания (семейное воспитание, институциональное воспитание), роли и функции родителей Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания) Документоведение Уметь: Общаться с разными категориями клиентов Общаться и взаимодействовать с детьми и подростками разных возрастов Проводить психологическое тестирование кандидатов в замещающие родители Обеспечивать проверку информации, полученной от кандидатов в замещающие родители Определять психологическую безопасность для ребенка среды в замещающей семье и ее окружении Разрабатывать программы психологических тренингов, деловых и ролевых игр с учетом конкретных задач подготовки клиентов Применять активные психологические методы обучения, в том числе проводить психологические тренинги, деловые и ролевые игры Адаптировать и применять зарубежный опыт психологической работы с замещающими семьями в практике собственной деятельности Применять разные виды и формы консультирования в соответствии с проблемами клиентов Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов оказания психологической помощи клиентам Хранить и обрабатывать персональные данные клиентов Вести документацию и служебную переписку Владеть: Психологическое обследование (тестирование) кандидатов и подготовка психологического заключения об их возможности стать замещающими родителями Составление программ психологической помощи клиентам с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей замещающих родителей и детей, передаваемых в семьи Разработка программ и проведение групповых и индивидуальных психологических занятий для клиентов (тренинги, дискуссии, разбор ситуаций, ролевые и деловые игры и т.д.) Консультирование клиентов по психологическим проблемам функционирования замещающих семей Подготовка детей к устройству в замещающую семью Консультирование детей по психологическим проблемам в замещающих семьях Учет данных об оказанной психологической помощи |
ПК – 8. Психологическая диагностика детей и обучающихся |
Знать: Теория и методология психодиагностики, классификация психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования. Методы и технологии, позволяющие решать диагностические и развивающие задачи. Методы сбора, обработки информации, результатов психологической диагностики. Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования. Психология личности и социальная психология малых групп.
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей. Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка. Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
Уметь: Подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования. Планировать и проводить диагностическое обследование с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатов. Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации детей и обучающихся к новым образовательным условиям. Выявлять особенности и возможные причины дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи. Осуществлять социально-психологическую диагностику особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных коллективов обучающихся, диагностику социально-психологического климата в коллективе. Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания и совместно с педагогом, преподавателем разрабатывать способы их коррекции. Проводить мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования соответствующего уровня. Осуществлять диагностику одаренности, стркутуры способностей. Владеть способами оценки эффективности и совершенствования диагностической деятельности, составления психологических заключений и портретов личности обучающихся. Владеть: Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы. Скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определения лиц, нуждающихся в психологической помощи. Составление психолог-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся. Определение степени нарушений в психическом, личностной и социальном развитии детей и обучающихся, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов. Изучение интересов, склонностей, способностей детей и обучающихся, предпосылок одаренности. Осуществление с целью помощи в профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными образовательными стандартами общего образования соответствующего уровня. Ведение профессиональной документации (планы работ, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
Очная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа), в т. ч. контактная работа с преподавателем –лекционные занятия 14 часов, практические занятия 20 часов, форма контроля – зачет (4 часа).
Самостоятельная работа 34 часа.
Очно-заочная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, в т. ч. контактная работа с преподавателем –лекционные занятия 8 часа, практические занятия 10 часа, консультации – 10 часов, форма контроля – зачет (4 часа).
Самостоятельная работа 40 часов.