Психология социальной работы
«ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целью изучения учебной дисциплины «Психология социальной работы» является формирование у студентов целостного научно – обоснованного представления о методах и технологиях оказания неклинической психологической помощи всем слоям населения, особенно – наименее защищенной его части (социальные сироты, люди в острых кризисных ситуациях, дисфункциональные семьи или семьи в период кризисов, миграций и пр.).
Основными задачами данного учебного курса являются:
- Сформировать у студентов представление о базовых теоретических принципах и моделях психологической и социальной помощи.
- Ознакомить с методикой и технологией современных методов неклинической психотерапевтической и консультативной помощи населению.
- Рассмотреть механизмы психологической адаптации и дезадаптации здорового человека в обществе, возможности социального психолога в помощи лицам в кризисных состояниях.
- Выработать навыки самостоятельного определения видов и методов социально-психологической помощи клиенту.
- Развить способности к практической социально-психологической деятельности.
- Освоить комплекс умений по практическому применению социально-психологического теоретического и практического материала.
2. Место дисциплины «Психология социальной работы» в структуре ОПОП
Дисциплина «Психология социальной работы» относится к Блоку 1 обязательной части основной профессиональной образовательной программы бакалавра.
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы бакалавриата, обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций
Общепрофессиональные компетенции:
Способен использовать основные формы психологической помощи для решения конкретной проблемы отдельных лиц, групп населения и (или) организаций, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образования (ОПК – 4).
Профессиональные компетенции:
Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию (ПК-2).
Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов) (ПК-5).
Психологическая диагностика детей и обучающихся (ПК – )8.
Наименование и код компетенции (Результаты освоения программы бакалавриата) |
Индикатор достижения компетенций Составляющие результатов освоения Показатели оценивания (знания, умения, навыки)
|
ОПК – 4. Способен использовать основные формы психологической помощи для решения конкретной проблемы отдельных лиц, групп населения и (или) организаций, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образования. |
Знать: особенности возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска психического функционирования человека; характеристики человека в зависимости от его принадлежности к гендерной, этнической профессиональной и другим социальным группам; особенности развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях. Уметь: осуществлять стандартные базовые процедуры оказания психологической помощи индивиду, группе, организации; использовать традиционные психологические методы и технологии оказания психологической помощи; распознавать характеристики человека в соотнесении с этапами его возрастного развития, наличия кризисов и факторов риска; видеть особенности психического функционирования с учетом его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другими социальными группами. Владеть: владеть полученными знаниями и навыками в процессе оказания психологической помощи индивиду, группе, организации с использованием традиционных психологических методов и технологий оказания психологической помощи; владеть полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека |
ПК-2 Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию |
Знать: Отечественная и зарубежная социальная психология (современные направления, актуальные проблемы, методы работы) Психология кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), рискология, психология горя, потери, утраты Психология экстремальных ситуаций (подходы, проблемы, виды помощи, последствия) Психология малых групп (виды, взаимоотношения в малых группах, давление в группе) Психология семьи (подходы, онтология, структура семьи, этапы ее развития, особенности взаимоотношений) и семейных отношений Психология зависимости, аддикций, девиантология Возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни Современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени) Проблемы социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи) Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации Типологии проблем граждан разной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-правовые, педагогические и др.) Инфраструктура муниципального образования, ресурсы местного сообщества для поддержки отдельных лиц и социальных групп Технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации Основы психологического консультирования (виды, формы, методы) Основы организации и проведения психологического тренинга (методология, проведение, результаты, последствия)
Уметь: Взаимодействовать с разными лицами и группами по вопросам психологической помощи клиентам Организовывать психологическое сопровождение клиентов, нуждающихся в психологической помощи Оказывать психологическую поддержку клиентам для выхода из трудных жизненных ситуаций Создавать социально-психологическую сеть для психологической поддержки клиентов Оказывать психологическое воздействие на социальное окружение клиентов в рамках профессиональных этических норм Обосновывать применение конкретных психологических технологий для преодоления клиентами трудностей социализации Вести психологическую просветительскую деятельность среди населения Взаимодействовать с другими работниками, органами и организациями социальной сферы по вопросам поддержки лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию Разрабатывать программы индивидуальной работы с клиентами с учетом конкретных профессиональных задач Разрабатывать программы групповой работы по психологической поддержке клиентов Разрабатывать программы оказания психологической помощи членам социальных групп, попавших в трудную жизненную ситуацию, с участием специалистов на межведомственной основе Использовать современные технологии работы с информационными базами данных и иными информационными системами для решения вопросов клиентов Хранить и обрабатывать персональные данные клиентов Вести делопроизводство и служебную переписку. Владеть: Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников Создание команды и проведение программ активизации личностных ресурсов клиентов, в том числе на межведомственной основе Групповое и индивидуальное консультирование клиентов Проведение психологических тренингов по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации Содействие в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов Разработка программ по использованию ресурсов социальных сетей в целях психологической поддержки клиентов Привлечение социального окружения клиентов к их психологической поддержке и создание специальных страничек, блогов, групп в социальных сетях Работа по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов
|
ПК-5 Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов) |
Знать: Основы социальной психологии, психология малых групп Законодательство Российской Федерации и международные документы в области защиты прав детей Проблемы социализации на разных ступенях развития ребенка, нарушения социализации (дезадаптация, депривация) Особенности адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях Возрастная психология (характеристика возрастных периодов развития, особенности развития, нарушения в развитии и т.д.), педагогическая психология Психология семьи (структура, функции, этапы, проблемы внутрисемейных отношений) Психология горя, потери, утраты и проявления в поведении детей и взрослых пережитых травм Психология кризисных состояний, последствий пережитых кризисных ситуаций, их проявлений в поведении Психология воспитания (семейное воспитание, институциональное воспитание), роли и функции родителей Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания) Документоведение Уметь: Общаться с разными категориями клиентов Общаться и взаимодействовать с детьми и подростками разных возрастов Проводить психологическое тестирование кандидатов в замещающие родители Обеспечивать проверку информации, полученной от кандидатов в замещающие родители Определять психологическую безопасность для ребенка среды в замещающей семье и ее окружении Разрабатывать программы психологических тренингов, деловых и ролевых игр с учетом конкретных задач подготовки клиентов Применять активные психологические методы обучения, в том числе проводить психологические тренинги, деловые и ролевые игры Адаптировать и применять зарубежный опыт психологической работы с замещающими семьями в практике собственной деятельности Применять разные виды и формы консультирования в соответствии с проблемами клиентов Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов оказания психологической помощи клиентам Хранить и обрабатывать персональные данные клиентов Вести документацию и служебную переписку Владеть: Психологическое обследование (тестирование) кандидатов и подготовка психологического заключения об их возможности стать замещающими родителями Составление программ психологической помощи клиентам с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей замещающих родителей и детей, передаваемых в семьи Разработка программ и проведение групповых и индивидуальных психологических занятий для клиентов (тренинги, дискуссии, разбор ситуаций, ролевые и деловые игры и т.д.) Консультирование клиентов по психологическим проблемам функционирования замещающих семей Подготовка детей к устройству в замещающую семью Консультирование детей по психологическим проблемам в замещающих семьях Учет данных об оказанной психологической помощи |
ПК – 8. Психологическая диагностика детей и обучающихся |
Знать: Теория и методология психодиагностики, классификация психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования. Методы и технологии, позволяющие решать диагностические и развивающие задачи. Методы сбора, обработки информации, результатов психологической диагностики. Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования. Психология личности и социальная психология малых групп.
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей. Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка. Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
Уметь: Подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования. Планировать и проводить диагностическое обследование с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатов. Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации детей и обучающихся к новым образовательным условиям. Выявлять особенности и возможные причины дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи. Осуществлять социально-психологическую диагностику особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных коллективов обучающихся, диагностику социально-психологического климата в коллективе. Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания и совместно с педагогом, преподавателем разрабатывать способы их коррекции. Проводить мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования соответствующего уровня. Осуществлять диагностику одаренности, стркутуры способностей. Владеть способами оценки эффективности и совершенствования диагностической деятельности, составления психологических заключений и портретов личности обучающихся. Владеть: Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы. Скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определения лиц, нуждающихся в психологической помощи. Составление психолог-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся. Определение степени нарушений в психическом, личностной и социальном развитии детей и обучающихся, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов. Изучение интересов, склонностей, способностей детей и обучающихся, предпосылок одаренности. Осуществление с целью помощи в профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными образовательными стандартами общего образования соответствующего уровня. Ведение профессиональной документации (планы работ, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
Очная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа), в т. ч. контактная работа с преподавателем – лекционные занятия 14 часов, практические занятия 20 часов, форма контроля – зачет (4 часа).
Самостоятельная работа 34 часа.
Очно-заочная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, в т. ч. контактная работа с преподавателем –лекционные занятия 8 часов, практические занятия 10 часов, консультативная работа – 10 часов, форма контроля – зачет (4 часа).
Самостоятельная работа 40 часов.