Психология развития и возрастная психология
«ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
1. Цели и задачи освоения дисциплин
Программа дисциплины «Психология развития и возрастная психология» разработана в объеме часов, выделенных в блоке базовых дисциплин Государственного образовательного стандарта направления Психология для базовых дисциплин. Психология развития и возрастная психология - базовая дисциплина, изучающаязакономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.
Основная цель этого курса состоит в ознакомлении студентов с закономерностями развития человека в условиях обучения и воспитания. Курс предназначен для создания у студентов целостного представления о психическом развитии человека и психологических особенностях каждого возраста от младенчества до старости. В основу курса положены – во-первых: сложившиеся в отечественной психологии теории психического развития ребенка, которые опираются на положение о «присвоении» индивидом духовной и материальной культуре, созданной человечеством; во-вторых: зарубежные теории личности; в-третьих: описание структуры, динамики и особенностей всех возрастов. Практическая часть курса содержит основные диагностические методики, используемые в детской психологии.
Основная задача данного курса состоит в том, чтобы ознакомить студентов с содержанием научных принципов, служащих пониманию центральной проблемы педагогической психологии - проблеме взаимосвязи обучения и развития; раскрыть функции современной теории обучения и воспитания в организации учебно-воспитательного процесса и открываемые ими возможности управления развитием личности; ознакомить студентов с содержанием трех основных разделов педагогической психологии: психологии научения, психологии воспитания, психологии педагогической деятельности.
Названные задачи решаются комплексно при рассмотрении основных тем курса.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Психология развития и возрастная психология» относится к базовой части (Б1.Б.23).
Курс «Психология развития и возрастная психология» имеет как теоретическое, так и прикладное значение для современного конкурентоспособного субъекта социума. Данный курс предусматривает тесную связь между теоретической и практической подготовкой студентов для закрепления знаний о закономерностях освоения социокультурного опыта человеком и вызываемых этим процессом освоения изменений в уровне интеллектуального и личностного развития человека как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование следующих компетенций:
- способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам ПК-4;
- способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека ПК-5;
- способностью к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий ПК-10;
- способностью к использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека ПК-11;
- способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества ПК-12.
способностью выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам ПК-4 |
Знать: особенности возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска психического функционирования человека; характеристики человека в зависимости от его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам Уметь: распознавать характеристики человека в соотнесении с этапами его возрастного развития, наличия кризисов и факторов риска; видеть особенности психического функционирования с учетом его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другими социальными группами Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека. |
способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровя развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека ПК-5 |
Знать: особенности развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях Уметь: диагностировать особенности развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека с целью гармонизации его функционирования |
способностью к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий ПК-10 |
Знать: особенности учебно-воспитательной деятельности и методов ее проведения особенности проведения интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост Уметь: проводить учебно-воспитательную деятельность среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе проведения учебно-воспитательной деятельности среди населения |
способностью к использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека ПК-11 |
Знать: особенности применения дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ Уметь: применять дидактические приемы при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека Формируемые навыки: способность и готовность использовать дидактические приемы при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека |
способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества ПК-12 |
Знать: особенности просветительской деятельности и методов ее проведения Уметь: проводить просветительскую деятельность среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе проведения просветительской деятельности среди населения |
Очная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов, в т. ч. контактная работа с преподавателем – лекций 36 часов, практических занятий 52 часа, зачет; экзамен – 36 часов.
Самостоятельная работа 92 часа.
Заочная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единицы, 216 часов, в т. ч. контактная работа с преподавателем – лекций 10 часов, практических занятий 12 часов, зачет – 4 часа, экзамен – 9 часов.
Самостоятельная работа - 181 часа.