Психология личности
«ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины состоит в том, чтобы ознакомить студентов с основными понятиями, теориями и проблемами психологии личности, прослеживая связи между методологическим, теоретическим и эмпирическим уровнями научного знания.
В соответствии с исходной целью формулируются следующие задачи:
- Обсудить основные методологические принципы, на которых строятся исследования в области психологии личности.
- Выделить общие и специфические признаки научной теории, психологической теории и теории личности.
- Провести анализ классических и современных теорий личности.
- Научно доказать существование исторической преемственности в постановке и решении основных вопросов психологии личности, подчеркнув специфику их разработки на современном уровне научного знания.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Психология личности» относится к Блоку 1 обязательной части основной профессиональной образовательной программы бакалавра.
Курс «Психология личности» является составной и неотъемлемой частью блока фундаментальных общепсихологических дисциплин, определяющих подготовку профессиональных психологов. Изучение курса «Психология личности» основывается на знаниях, полученных в рамках курса «Общая психология».
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы бакалавриата, обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование следующих компетенций:
Универсальные компетенции:
- Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК – 5);
Общепрофессиональные компетенции:
- Способен выполнять организационную и техническую работу в реализации конкретных мероприятий профилактического, развивающего, коррекционного или реабилитационного характера (ОПК -5);
Практические компетенции:
- Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию (ПК – 2)
Наименование и код компетенции (Результаты освоения программы бакалавриата) |
Индикатор достижения компетенций Составляющие результатов освоения Показатели оценивания (знания, умения, навыки) |
Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК – 5); |
Знать: закономерности и особенности социально-исторического развития различных культур в этическом и философском контексте Уметь: понимать и воспринимать разнообразие общества в социальноисторическом, этическом и философском контекстах Владеть: простейшими методами адекватного восприятия межкультурного разнообразия общества в социальном и историческом, этическом и философском контекстах; - навыками общения в мире культурного многообразия с использованием этических норм поведения |
Способен выполнять организационную и техническую работу в реализации конкретных мероприятий профилактического, развивающего, коррекционного или реабилитационного характера (ОПК -5); |
Знать: особенности развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях и способы их диагностики; специфику проведения психологических исследований; Уметь: диагностировать особенности развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях; применять свои общепрофессиональные знания в процессе подготовки и проведения психологических исследований. Владеть: владеть полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека с целью гармонизации его функционирования; владеть полученными знаниями и навыками в процессе проведения психологических исследований в различных научных и научно-практических областях психологии. |
Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию (ПК – 2) |
Знать: Отечественная и зарубежная социальная психология (современные направления, актуальные проблемы, методы работы); Психология кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), рискология, психология горя, потери, утраты; Психология экстремальных ситуаций (подходы, проблемы, виды помощи, последствия); Психология малых групп (виды, взаимоотношения в малых группах, давление в группе); Психология семьи (подходы, онтология, структура семьи, этапы ее развития, особенности взаимоотношений) и семейных отношений; Психология зависимости, аддикций, девиантология; Возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни Современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени); Проблемы социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи); Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации; Типологии проблем граждан разной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-правовые, педагогические и др.); Инфраструктура муниципального образования, ресурсы местного сообщества для поддержки отдельных лиц и социальных групп; Технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации Основы психологического консультирования (виды, формы, методы); Основы организации и проведения психологического тренинга (методология, проведение, результаты, последствия);
Уметь: Взаимодействовать с разными лицами и группами по вопросам психологической помощи клиентам; Организовывать психологическое сопровождение клиентов, нуждающихся в психологической помощи Оказывать психологическую поддержку клиентам для выхода из трудных жизненных ситуаций; Создавать социально-психологическую сеть для психологической поддержки клиентов; Оказывать психологическое воздействие на социальное окружение клиентов в рамках профессиональных этических норм; Обосновывать применение конкретных психологических технологий для преодоления клиентами трудностей социализации Вести психологическую просветительскую деятельность среди населения; Взаимодействовать с другими работниками, органами и организациями социальной сферы по вопросам поддержки лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию; Разрабатывать программы индивидуальной работы с клиентами с учетом конкретных профессиональных задач; Разрабатывать программы групповой работы по психологической поддержке клиентов; Разрабатывать программы оказания психологической помощи членам социальных групп, попавших в трудную жизненную ситуацию, с участием специалистов на межведомственной основе; Использовать современные технологии работы с информационными базами данных и иными информационными системами для решения вопросов клиентов; Хранить и обрабатывать персональные данные клиентов; Вести делопроизводство и служебную переписку. Владеть: Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников; Создание команды и проведение программ активизации личностных ресурсов клиентов, в том числе на межведомственной основе; Групповое и индивидуальное консультирование клиентов; Проведение психологических тренингов по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации; Содействие в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов; Разработка программ по использованию ресурсов социальных сетей в целях психологической поддержки клиентов; Привлечение социального окружения клиентов к их психологической поддержке и создание специальных страничек, блогов, групп в социальных сетях; Работа по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов
|
Очная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы,144 часа, в т.ч. контактная работа с преподавателем – лекционных занятий – 24 часа, практических – 38 часов, консультирование студентов – 32 часа, форма контроля – экзамен (36 часов).
Самостоятельная работа – 14 часов.
Очно-заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы,144 часа, в т. ч. контактная работа с преподавателем – лекции - 18 часов, практические занятия – 20 часов, консультирование студентов -32 часа, экзамен – 36 часов.
Самостоятельная работа – 38 часов