Психология личности
«ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины состоит в том, чтобы ознакомить студентов с основными понятиями, теориями и проблемами психологии личности, прослеживая связи между методологическим, теоретическим и эмпирическим уровнями научного знания.
В соответствии с исходной целью формулируются следующие задачи:
- Обсудить основные методологические принципы, на которых строятся исследования в области психологии личности.
- Выделить общие и специфические признаки научной теории, психологической теории и теории личности.
- Провести анализ классических и современных теорий личности.
- Научно доказать существование исторической преемственности в постановке и решении основных вопросов психологии личности, подчеркнув специфику их разработки на современном уровне научного знания.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Психология личности» относится к базовой части (Б1.Б.18).
Курс «Психология личности» является составной и неотъемлемой частью блока фундаментальных общепсихологических дисциплин, определяющих подготовку профессиональных психологов. Изучение курса «Психология личности» основывается на знаниях, полученных в рамках курса«Общая психология».
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование компетенций:
- способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
- способностью к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);
- способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3);
- способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5);
- способностью к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-8);
- способностью к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-14).
Результаты обучения (компетенции ФГОС) |
Составляющие результатов обучения |
способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1); |
Знать: современные концепции картины мира, их основополагающие принципы и содержание; основные научно-теоретические и прикладные аспекты естественных, общественных, гуманитарных наук и культурологии актуальные вопросы, задачи, проблемы психологии личности; основные концепции личности; структурные компоненты личности. Уметь: формулировать и анализировать проблемы на основе сформированного мировоззрения и достижений естественных, общественных, гуманитарных наук и культурологи; структурировать имеющиеся знания и самостоятельно овладевать новыми Формируемые навыки: владение основными достижениями естественных, общественных, гуманитарных наук и культурологии; оперировать полученными знаниями и навыками в процессе анализа социально-общественного и культурно-исторического устройства общества |
способностью к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1); |
Знать: стандартные программы развития и совершенствования личности в современном обществе Уметь: оценивать и применять содержание стандартных программ предупреждения отклонений и развития личности, снижения профессиональных рисков методологически грамотно выделять проблему исследования в области психологии личности; ориентироваться в многообразии теорий личности зарубежных и отечественных авторов; определять свойства, мотивы, факторы, влияющие на индивидуальное развитие и поведения личности человека. Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе личностного и социального развития для предупреждения профессиональных рисков |
способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3); |
Знать: стандартные базовые методы и технологии психологической помощи индивиду, группе, организации Уметь: осуществлять стандартные базовые процедуры оказания психологической помощи индивиду, группе, организации; использовать традиционные психологические методы и технологии оказания психологической помощи Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе оказания психологической помощи индивиду, группе, организации с использованием традиционных психологических методов и технологий оказания психологической помощи анализа теории личности, в соответствии с требованиями к психологической теории; выявлять индивидуальные характеристики, связанные с ценностно-смысловой природой образа мира и образа жизни человека. адекватного применения методологии и методов исследования личности в ситуациях собственного развития. |
способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5); |
Знать: особенности развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях Уметь: диагностировать особенности развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека с целью гармонизации его функционирования |
способностью к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-8); |
Знать: особенности проведения стандартного прикладного исследования актуальные вопросы, задачи, проблемы психологии личности; основные концепции личности; структурные компоненты личности. Уметь: проводить стандартное прикладное исследование в определенной области психологии методологически грамотно выделять проблему исследования в области психологии личности; ориентироваться в многообразии теорий личности зарубежных и отечественных авторов; определять свойства, мотивы, факторы, влияющие на индивидуальное развитие и поведения личности человека. Формируемые навыки: владение полученными знаниями и навыками в процессе проведения стандартного прикладного исследования |
способностью к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-14). |
Знать: особенности проведения интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья в трудовых коллективах Уметь: реализовывать интерактивные методы, психологические технологии, ориентированные на личностный рост сотрудников и охрану здоровья в трудовых коллективах. Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья в трудовых коллективах анализа теории личности, в соответствии с требованиями к психологической теории; выявлять индивидуальные характеристики, связанные с ценностно-смысловой природой образа мира и образа жизни человека. адекватного применения методологии и методов исследования личности в ситуациях собственного развития. |
Очная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы,144 часа, в т.ч. контактная работа с преподавателем – лекционных занятий – 24 часа, практических – 38 часов, форма контроля – экзамен (36 часов).
Самостоятельная работа – 46 часов.
Заочная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы,144 часа, в т. ч. контактная работа с преподавателем – лекции - 6 часов, практические занятия – 10 часов, экзамен – 9 часов.
Самостоятельная работа – 119 часов.