Психология (Экономика)
ПСИХОЛОГИЯ
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Психология» являются: повышение общей и психологической культуры; усвоение основных закономерностей функционирования психики; формирование целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности; развитие умений самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий, адекватно оценивать свои возможности.
Задачи данной дисциплины заключаются в ознакомлении с основными направлениями развития психологической науки; овладении понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы психического, инструментарием психологического анализа и проектирования; формировании приемов психической регуляции, системы знаний о сфере развития и возможностях коррекции поведения личности.
В процессе освоения дисциплины студент готовится к решению следующих профессиональных задач: проведению компетентного анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций; организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений; рефлексии; становлению опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Психология» относится к дисциплинам базового цикла (Б1.Б.6).
Место дисциплины в системе подготовки бакалавра обусловлено тем, что будущим специалистам необходимы знания о роли отдельных психических феноменов в целостной психической деятельности о формировании и функционировании психических процессов, состояниях и свойствах личности, познании других людей и самопознании, творческом совершенствовании человека, процессах взаимодействия людей друг с другом, так как ответ на вопрос о значении того или иного психического явления не только приближает к пониманию, но и служит руководством к действию в плане целенаправленного формирования или перестройки личности, связанного с необходимостью гибкого реагирования на процессы социальной действительности.
Программа данного курса предназначена для формирования знаний о механизмах и закономерностях функционирования психики человека, становления элементов психологической культуры, развития навыков саморегуляции и организации коммуникативных связей.
3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование следующих компетенций: ОК-5, ОК-7, ОПК-4, ПК-12, а именно:
общекультурных компетенций:
способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);
способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
общепрофессиональных компетенций:
способность находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность (ОПК-4);
профессиональных компетенций:
способность использовать в преподавании экономических дисциплин в образовательных учреждениях различного уровня, существующие программы
и учебно-методические материалы (ПК-12).
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- предметную область психологии, ее принципы и методы;
- этапы становления психологии как науки, основные психологические теории;
- специфику взаимосвязи деятельности, психики и сознания;
- особенности познавательной деятельности человека – свойства ощущений и восприятия, мышления и речи, воображения и творчества, памяти и внимания;
- аспекты и теории исследования структуры личности;
- сущность проблемы мотивации;
- типологию личности;
- сущность темперамента, характера, эмоций, чувств и воли;
- методы и способы исследования личности.
Уметь:
- применять формы и методы психологического воздействия для повышения эффективности профессионального взаимодействия и совместной деятельности;
- строить свою деятельность с учетом психологических закономерностей и принципов;
- применять элементарные навыки саморегуляции;
- составлять психологическую характеристику личности и интерпретировать собственное психическое состояние;
- применять полученные знания для организации и проведения исследований в коллективах и использовать их для анализа результатов своей практической деятельности.
Владеть:
- понятийно-категориальным аппаратом психологической науки, инструментарием психологического анализа и проектирования;
- простейшими приемами психической регуляции;
- системой знаний о сфере развития и возможностях коррекции поведения личности.
Результаты обучения |
Составляющие результатов обучения |
Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5) |
Знать: принципы и методы организации и управления малыми коллективами; основные этические понятия и категории, содержание и особенности профессиональной этики в экономической деятельности, возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности экономиста; сущность профессионально-нравственной деформации и пути ее предупреждения и преодоления; понятие этикета, его роль в жизни общества, его основные нормы и функции; осознание социальной значимости своей будущей профессии; понимание надпрофессиональных связей, осознание роли религии в истории и современной духовной жизни общества. |
способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); |
Знать: |
способность находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность (ОПК-4). |
Знать: сущность управленческой деятельности в условиях рыночной экономики; содержание принципов управления организациями, современные направления в развитии организационных форм; содержание общих функций управления и требования, предъявляемые к менеджерам в условиях рыночной экономики; методы анализа и выбора варианта управленческих решений; основы мотивации труда персонала в организации; принципы построения и виды структур управления организациями. |
способность преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-12) |
Знать: знать основные нормативно-правовые документы, основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки, закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне, основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин, основы математического анализа, линейной алгебры, теории вероятностей и математической статистики, необходимые для решения экономических задач. |
4. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Очная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов, в т.ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - на лекционные занятия 18 часов, практические занятия 16 часов, форма контроля экзамен - 36 часов. Самостоятельная работа 36 часов.
Заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов, в т.ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - на лекционные занятия 4 часа, практические занятия 8 часов, форма контроля экзамен - 9 часов. Самостоятельная работа 87 часов.