Психологическая работа с зависимостями
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ЗАВИСИМОСТЯМИ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Психологическая работа с зависимостями» является сформировать целостное представление о психических особенностях личности, страдающей химической и нехимической зависимостью, навыки профессиональной реабилитации и коррекции психических зависимостей; научить методам диагностики и профилактики психических зависимостей.
В процессе освоения дисциплины студент готовиться к решению следующих профессиональных задач:
- правильно оценить психологическое состояние личности, особенности психологического развития ребенка, межличностные отношения в семье и социальной микросреде и др.;
- осуществлять психодиагностику, психопрофилактику, психокоррекцию и реабилитацию зависимого поведения;
- определять основные направления психологической диагностики и терапии при зависимости от наркотиков, алкоголя и других психоактивны веществ;
- применять основные стратегически-организационные и практическиепрограммы профилактики зависимости от психоактивных веществ;
- владеть навыками использования различных видов психокоррекционной работы.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Психологическая работа с зависимостями» относится к дисциплинам по выбору вариативной части (Б1.В.ДВ.6.2)
3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование общекультурных и профессиональных компетенций:
- способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9);
- способностью к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);
- способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9);
- способностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-11);
- способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-12).
Результаты обучения (компетенции ФГОС) |
Составляющие результатов обучения |
способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9). |
Знать: психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов; психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики; основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группы и сообщества; принципы организации учебно- воспитательного процесса |
Уметь: анализировать психологические теории возникновения и развития психики в процессе эволюции; прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования различных составляющих психики в норме и при психических отклонениях; профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека; выбирать магистерские образовательные программы |
|
Формируемые навыки: основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; критериями выбора психодиагностических и психокоррекционных методик; навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога с целью оптимизации собственной деятельности; приемами подготовки и проведения лабораторно- практических занятий |
|
способностью к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1); |
Знать: стандартные программы развития и совершенствования личности в современном обществе |
Уметь: оценивать и применять содержание стандартных программ предупреждения отклонений и развития личности, снижения профессиональных рисков |
|
Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе личностного и социального развития для предупреждения профессиональных рисков |
|
способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9); |
Знать: базовые процедуры анализа проблем человека и социализации индивида, проблем профессиональной и образовательной деятельности, характеристики функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями |
Уметь: проводить базовые процедуры анализа проблем человека и социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, анализировать характеристики функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями |
|
Формируемые навыки: владение полученными знаниями и навыками в процессе анализа проблем человека и социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями |
|
способностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-11); |
Знать: особенности применения дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ |
Уметь: применять дидактические приемы при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека |
|
Формируемые навыки: способность и готовность использовать дидактические приемы при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека |
|
способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-12). |
Знать: особенности просветительской деятельности и методов ее проведения |
Уметь: проводить просветительскую деятельность среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества |
|
Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе проведения просветительской деятельности среди населения |
Очная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа), в т. ч. контактная работа с преподавателем – на лекционные занятия 26 часов, практические занятия 42 часа, форма контроля – экзамен-36 часов.
Самостоятельная работа 40 часов.
Заочная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа, в т. ч. контактная работа с преподавателем – на лекционные занятия 10 часов, практические занятия 16 часов, форма контроля – экзамен.
Самостоятельная работа 109 часов.