Психофизиология
«ПСИХОФИЗИОЛОИЯ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Психофизиология изучает особенности функционирования организма человека в различные возрастные периоды жизни, закономерности роста и развития организма, механизмы осуществления психофизиологических процессов человеческого организма, психофизиологические особенности поведения, становление коммуникативного поведения.
Её изучение является одним из этапов формирования специалиста (бакалавра, магистра) в гуманитарном институте. Знания дисциплины помогают в изучении психологии людей, решении вопросов связанных с профессиональной деятельностью, в организации бытовых условий.
Цель дисциплины «Психофизиология» состоит в ознакомлении студентов с основами психофизиологии человека для создания ими в будущем соответствующих условий, способствующих сохранению здоровья.
В процессе преподавания педагог решает несколько основных задач:
- сформировать у студентов научные представления о механизмах осуществления психофизиологических процессов человеческого организма;
- обеспечить усвоение стандартных закономерностей роста и развития, физиологические особенности регуляторных систем, сенсорных, моторных и висцеральных функций организма и основы психофизиологии;
- ознакомить студентов с ролью психофизиологии в профессиональной деятельности;
- сформировать знания о закономерностях, лежащих в основе сохранения и укрепления здоровья человека и поддержания его высокой работоспособности при различных видах деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Учебная дисциплина «Психофизиология» относится к обязательным дисциплинам базовой части (Б1.Б.28).
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование общекультурной и профессиональной компетенций.
Общекультурные компетенции:
- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
Студент должен обладать профессиональными компетенциями:
- способностью к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2);
- способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);
- способностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-11).
Результаты обучения (компетенции ФГОС) |
Составляющие результатов обучения |
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6) |
Знать: основные характеристики процесса восприятия личности другого человека; правила установления доверительного контакта; форму и структуру ведения диалога; методы и средства убеждения людей |
Уметь: формулировать и анализировать проблемы восприятия личности другого; устанавливать доверительные контакты; вести диалог; убеждать людей; поддерживать людей в различных ситуациях |
|
Формируемые навыки: способность к восприятию личности другого; эмпатии; возможность установления доверительного контакта и диалога; способность к убеждению; готовностью к поддержке людей |
|
способностью к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2) |
Знать: стандартные психодиагностические методики, методы математико-статистической обработки данных, методы интерпретации полученных данных |
Уметь: отбирать и применять психодиагностические методики адекватно целям, ситуации и контингенту респондентов, проводить математико-статистическую обработку полученных данных и интерпретировать их |
|
Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе психодиагностического изучения личности, математико-статистической обработки и интерпретации полученных данных. |
|
способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4) |
Знать: особенности возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска психического функционирования человека; характеристики человека в зависимости от его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам |
Уметь: распознавать характеристики человека в соотнесении с этапами его возрастного развития, наличия кризисов и факторов риска; видеть особенности психического функционирования с учетом его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другими социальными группами |
|
Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека. |
|
способностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-11). |
Знать: особенности применения дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ |
Уметь: применять дидактические приемы при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека |
|
Формируемые навыки: способность и готовность использовать дидактические приемы при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека |
Очная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов), в т. ч. контактная работа с преподавателем – на лекционные занятия 22 часа, практические занятия 32 часа, форма контроля – зачет.
Самостоятельная работа 54 часа.
Заочная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов, в т. ч. контактная работа с преподавателем – на лекционные занятия 6 часов, практические занятия 8 часов, форма контроля – зачет.
Самостоятельная работа 90 часов.