Поиск по каталогу  |  Интер-Сервис      in-s АНО ВО "Волгоградский гуманитарный институт" АНО ВО "Волгоградский гуманитарный институт"
Автономная
некоммерческая организация
высшего образования
«Волгоградский гуманитарный институт»
Объявления! 
Всё о ВгГИ 

Психодиагностика

«ПСИХОДИАГНОСТИКА»

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Психодиагностика» является формирование и развитие фундаментальных общепсихологических знаний, навыков, умений, приобретаемых в процессе освоение теоретических и практических основ выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизических особенностей человека, знакомства с конкретными психологическими методами и методикам, направленными на выявление разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей и черт личности.

В процессе освоения дисциплины студент готовиться к решению следующих профессиональных задач:

- использовать известные и качественные методики психодиагностики;

-использовать психодиагностические методы и приемы намеченного исследования по отношению к конкретному случаю, событию, явлению;

- ориентироваться в сложных случаях диагностической практики;

- применение теоретических знаний принципов диагностических измерений.

 

2. Место дисциплины в структуре ОПОП

Дисциплина «Психодиагностика» относится к Блоку 1 обязательной части основной профессиональной образовательной программы бакалавра.

 

3. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы бакалавриата, обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы

В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование универсальных,  общепрофессиональных и профессиональных компетенций

 

Общепрофессиональные компетенции:

Способен поддерживать уровень профессиональной компетенции, в том числе за счет понимания и готовности работать под супервизией (ОПК – 7).

 

Профессиональные компетенции:

Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов) (ПК-5).

Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса (ПК-7).

Психологическая диагностика детей и обучающихся (ПК – 8).

 

 

Наименование и код компетенции

(Результаты освоения программы бакалавриата)

Индикатор достижения компетенций

Составляющие результатов освоения

Показатели оценивания (знания, умения, навыки)

 

ОПК – 7. Способен поддерживать уровень профессиональной компетенции, в том числе за счет понимания и готовности работать под супервизией.

Знать: психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов; психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики; особенности проведения стандартного прикладного исследования в определенной области психологии;

Уметь: анализировать психологические теории возникновения и развития психики в процессе эволюции; прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования различных составляющих психики в норме и при психических отклонениях; проводить стандартное прикладное исследование в определенной области психологии;

Владеть: владение основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; критериями выбора психодиагностических и психокоррекционных методик и навыками их применения в процессе проведения стандартного прикладного исследования .

ПК-5 Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов)

Знать:

Основы социальной психологии, психология малых групп

Законодательство Российской Федерации и международные документы в области защиты прав детей

Проблемы социализации на разных ступенях развития ребенка, нарушения социализации (дезадаптация, депривация)

Особенности адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях

Возрастная психология (характеристика возрастных периодов развития, особенности развития, нарушения в развитии и т.д.), педагогическая психология

Психология семьи (структура, функции, этапы, проблемы внутрисемейных отношений)

Психология горя, потери, утраты и проявления в поведении детей и взрослых пережитых травм

Психология кризисных состояний, последствий пережитых кризисных ситуаций, их проявлений в поведении

Психология воспитания (семейное воспитание, институциональное воспитание), роли и функции родителей

Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания)

Документоведение

Уметь:

Общаться с разными категориями клиентов

Общаться и взаимодействовать с детьми и подростками разных возрастов

Проводить психологическое тестирование кандидатов в замещающие родители

Обеспечивать проверку информации, полученной от кандидатов в замещающие родители

Определять психологическую безопасность для ребенка среды в замещающей семье и ее окружении

Разрабатывать программы психологических тренингов, деловых и ролевых игр с учетом конкретных задач подготовки клиентов

Применять активные психологические методы обучения, в том числе проводить психологические тренинги, деловые и ролевые игры

Адаптировать и применять зарубежный опыт психологической работы с замещающими семьями в практике собственной деятельности

Применять разные виды и формы консультирования в соответствии с проблемами клиентов

Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов оказания психологической помощи клиентам

Хранить и обрабатывать персональные данные клиентов

Вести документацию и служебную переписку

Владеть:

Психологическое обследование (тестирование) кандидатов и подготовка психологического заключения об их возможности стать замещающими родителями

Составление программ психологической помощи клиентам с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей замещающих родителей и детей, передаваемых в семьи

Разработка программ и проведение групповых и индивидуальных психологических занятий для клиентов (тренинги, дискуссии, разбор ситуаций, ролевые и деловые игры и т.д.)

Консультирование клиентов по психологическим проблемам функционирования замещающих семей

Подготовка детей к устройству в замещающую семью

Консультирование детей по психологическим проблемам в замещающих семьях

Учет данных об оказанной психологической помощи

ПК-7. Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса

 

Знать:

Современные теории и методы консультирования.

Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития.

Этические нормы организации и проведения консультативной работы.

Содержание рабты межведомственных организаций (ресурсных центров) для информирования субъектов образовательного процесса о спосбах получения отраслевой психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей.

Трудовое законодатеьство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка.

Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

Уметь:

Владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных взаимодействий, обучающихся и их общения в образовательных организациях и семье.

Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей обучающегося.

Владеть способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности.

Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Владеть:

Консультирование обучающихся по  проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам.

Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам.

Консультирование педагогов и преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам.

Консультирование администрации образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся.

Ведение профессиональной документации (планы работ, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

ПК – 8. Психологическая диагностика детей и обучающихся

Знать:

Теория и методология психодиагностики, классификация психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования.

Методы и технологии, позволяющие решать диагностические и  развивающие задачи.

Методы сбора, обработки информации, результатов психологической диагностики.

Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования.

Психология личности и социальная психология малых групп.

 

Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей.

Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка.

Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

 

Уметь:

Подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования.

Планировать и проводить диагностическое обследование с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатов.

Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации детей и обучающихся к новым образовательным условиям.

Выявлять особенности и возможные причины дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи.

Осуществлять социально-психологическую диагностику особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных коллективов обучающихся, диагностику социально-психологического климата в коллективе.

Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания и совместно с педагогом, преподавателем разрабатывать способы их коррекции.

Проводить мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования соответствующего уровня.

Осуществлять диагностику одаренности, стркутуры способностей.

Владеть способами оценки эффективности и совершенствования диагностической деятельности, составления психологических заключений и портретов личности обучающихся.

Владеть:

Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы.

Скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определения лиц, нуждающихся в психологической помощи.

Составление психолог-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся.

Определение степени нарушений в психическом, личностной и социальном развитии детей и обучающихся, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов.

Изучение интересов, склонностей, способностей детей и обучающихся, предпосылок одаренности.

Осуществление с целью помощи в профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными образовательными стандартами общего образования соответствующего уровня.

Ведение профессиональной документации (планы работ, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

 

Очная форма обучения

Объем дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа), в т. ч. контактная работа с преподавателем - лекционные занятия 14 часов, лабораторные занятия – 54 часа, практические занятия 20 часов, консультативная работа – 14 часов, форма контроля – зачет (4 часа).

Самостоятельная работа 38 часов.

 

Очно-заочная форма обучения

Объем дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа, в т. ч. контактная работа с преподавателем - лекционные занятия 8 часа, лабораторные занятия – 10 часов, практические занятия 8 часов, форма контроля – зачет (4 часа).

Самостоятельная работа 74 часа.

 События!
 
«Волгоградский гуманитарный институт» (ВгГИ)
www.VGGI.RU

Сведения об образовательной организации

X