Поиск по каталогу  |  Интер-Сервис      in-s АНО ВО "Волгоградский гуманитарный институт" АНО ВО "Волгоградский гуманитарный институт"
Автономная
некоммерческая организация
высшего образования
«Волгоградский гуманитарный институт»
Объявления! 
Всё о ВгГИ 

Практикум по психологическому консультированию

«ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ»

1. Цели и задачи освоения дисциплины

 

Целями освоения дисциплины «Практикум по психологическому консультированию» являются формирование и развитие научных психологических знаний у студентов в области психологического консультирования в общетеоретических, прикладных и научно – практических аспектах; формирование определенных видов и способов деятельности, необходимых для решения практических задач психологического консультирования, развитие личностных и профессиональных качеств психолога-консультанта.

В процессе освоения дисциплины решаются следующие задачи:

-          способствовать формированию основных категории консультативной психологии, теоретических подходов и принципов психологического консультирования;

-          содействовать становлению системы основных понятий консультативной психологии;

-          выявить особенности структуры психологического консультирования;

-          способствовать формированию  навыков грамотной постановки и решения исследовательских задач;

-          ознакомить с наиболее известными схемами психологического консультирования в социально-психологической практике;

-          ознакомить с наиболее распространенными методами и методиками психологического консультирования, с основными схемами консультативной работы в психолого-педагогической и социально-психологической практике;

-          сформировать умение ориентироваться в информации по новейшим достижениям консультативной психологии;

-   содействовать становлению профессиональных этических норм.

 

2. Место дисциплины в структуре ОПОП

Дисциплина «Практикум по психологическому консультированию» относится к Блоку 1 части, формируемой участниками образовательных отношений основной профессиональной образовательной программы бакалавра.

 

3. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы бакалавриата, обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы

В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование универсальных,  общепрофессиональных и профессиональных компетенций

 

Универсальные компетенции:

Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК-5).

 

 Общепрофессиональные компетенции:

Способен использовать основные формы психологической помощи для решения конкретной проблемы отдельных лиц, групп населения и (или) организаций, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образования (ОПК – 4).

Способен выполнять организационную и техническую работу в  реализации конкретных мероприятий профилактического, развивающего, коррекционного или реабилитационного характера (ОПК – 5).

 

Профессиональные компетенции:

Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию (ПК-2).

Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов) (ПК-5).

Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы (ПК-6).

Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса (ПК-7).

 

Наименование и код компетенции

(Результаты освоения программы бакалавриата)

Индикатор достижения компетенций

Составляющие результатов освоения

Показатели оценивания (знания, умения, навыки)

 

УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

Знать: закономерности и особенности социально-исторического развития различных культур в этическом и философском контексте

Уметь: понимать и воспринимать разнообразие общества в социальноисторическом, этическом и философском контекстах

Владеть: простейшими методами адекватного восприятия межкультурного разнообразия общества в социальном и историческом, этическом и философском контекстах; - навыками общения в мире культурного многообразия с использованием этических норм поведения

ОПК – 4. Способен использовать основные формы психологической помощи для решения конкретной проблемы отдельных лиц, групп населения и (или) организаций, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образования.

Знать: особенности возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска психического функционирования человека; характеристики человека в зависимости от его принадлежности к гендерной, этнической профессиональной и другим социальным группам;

особенности развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях.

Уметь: осуществлять стандартные базовые процедуры оказания психологической помощи индивиду, группе, организации; использовать традиционные психологические методы и технологии оказания психологической помощи;

распознавать характеристики человека в соотнесении с этапами его возрастного развития, наличия кризисов и факторов риска; видеть особенности психического функционирования с учетом его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другими социальными группами.

Владеть: владеть полученными знаниями и навыками в процессе оказания психологической помощи индивиду, группе, организации с использованием традиционных психологических методов и технологий оказания психологической помощи;

владеть полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека.

ОПК – 5. Способен выполнять организационную и техническую работу в  реализации конкретных мероприятий профилактического, развивающего, коррекционного или реабилитационного характера

Знать: особенности развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях и способы их диагностики;

специфику проведения психологических исследований;

Уметь: диагностировать особенности развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях;

применять свои общепрофессиональные знания в процессе подготовки и проведения психологических исследований.

Владеть: владеть полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека с целью гармонизации его функционирования;

владеть полученными знаниями и навыками в процессе проведения психологических исследований в различных научных и научно-практических областях психологии.

ПК-2 Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию

Знать:

Отечественная и зарубежная социальная психология (современные направления, актуальные проблемы, методы работы)

Психология кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), рискология, психология горя, потери, утраты

Психология экстремальных ситуаций (подходы, проблемы, виды помощи, последствия)

Психология малых групп (виды, взаимоотношения в малых группах, давление в группе)

Психология семьи (подходы, онтология, структура семьи, этапы ее развития, особенности взаимоотношений) и семейных отношений

Психология зависимости, аддикций, девиантология

Возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни

Современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени)

Проблемы социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи)

Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации

Типологии проблем граждан разной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-правовые, педагогические и др.)

Инфраструктура муниципального образования, ресурсы местного сообщества для поддержки отдельных лиц и социальных групп

Технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации

Основы психологического консультирования (виды, формы, методы)

Основы организации и проведения психологического тренинга (методология, проведение, результаты, последствия)

 

Уметь:

Взаимодействовать с разными лицами и группами по вопросам психологической помощи клиентам

Организовывать психологическое сопровождение клиентов, нуждающихся в психологической помощи

Оказывать психологическую поддержку клиентам для выхода из трудных жизненных ситуаций

Создавать социально-психологическую сеть для психологической поддержки клиентов

Оказывать психологическое воздействие на социальное окружение клиентов в рамках профессиональных этических норм

Обосновывать применение конкретных психологических технологий для преодоления клиентами трудностей социализации

Вести психологическую просветительскую деятельность среди населения

Взаимодействовать с другими работниками, органами и организациями социальной сферы по вопросам поддержки лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию

Разрабатывать программы индивидуальной работы с клиентами с учетом конкретных профессиональных задач

Разрабатывать программы групповой работы по психологической поддержке клиентов

Разрабатывать программы оказания психологической помощи членам социальных групп, попавших в трудную жизненную ситуацию, с участием специалистов на межведомственной основе

Использовать современные технологии работы с информационными базами данных и иными информационными системами для решения вопросов клиентов

Хранить и обрабатывать персональные данные клиентов

Вести делопроизводство и служебную переписку.

Владеть:        

Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников

Создание команды и проведение программ активизации личностных ресурсов клиентов, в том числе на межведомственной основе

Групповое и индивидуальное консультирование клиентов

Проведение психологических тренингов по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации

Содействие в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов

Разработка программ по использованию ресурсов социальных сетей в целях психологической поддержки клиентов

Привлечение социального окружения клиентов к их психологической поддержке и создание специальных страничек, блогов, групп в социальных сетях

Работа по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов

 

ПК-5 Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов)

Знать:

Основы социальной психологии, психология малых групп

Законодательство Российской Федерации и международные документы в области защиты прав детей

Проблемы социализации на разных ступенях развития ребенка, нарушения социализации (дезадаптация, депривация)

Особенности адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях

Возрастная психология (характеристика возрастных периодов развития, особенности развития, нарушения в развитии и т.д.), педагогическая психология

Психология семьи (структура, функции, этапы, проблемы внутрисемейных отношений)

Психология горя, потери, утраты и проявления в поведении детей и взрослых пережитых травм

Психология кризисных состояний, последствий пережитых кризисных ситуаций, их проявлений в поведении

Психология воспитания (семейное воспитание, институциональное воспитание), роли и функции родителей

Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания)

Документоведение

Уметь:

Общаться с разными категориями клиентов

Общаться и взаимодействовать с детьми и подростками разных возрастов

Проводить психологическое тестирование кандидатов в замещающие родители

Обеспечивать проверку информации, полученной от кандидатов в замещающие родители

Определять психологическую безопасность для ребенка среды в замещающей семье и ее окружении

Разрабатывать программы психологических тренингов, деловых и ролевых игр с учетом конкретных задач подготовки клиентов

Применять активные психологические методы обучения, в том числе проводить психологические тренинги, деловые и ролевые игры

Адаптировать и применять зарубежный опыт психологической работы с замещающими семьями в практике собственной деятельности

Применять разные виды и формы консультирования в соответствии с проблемами клиентов

Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов оказания психологической помощи клиентам

Хранить и обрабатывать персональные данные клиентов

Вести документацию и служебную переписку

Владеть:

Психологическое обследование (тестирование) кандидатов и подготовка психологического заключения об их возможности стать замещающими родителями

Составление программ психологической помощи клиентам с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей замещающих родителей и детей, передаваемых в семьи

Разработка программ и проведение групповых и индивидуальных психологических занятий для клиентов (тренинги, дискуссии, разбор ситуаций, ролевые и деловые игры и т.д.)

Консультирование клиентов по психологическим проблемам функционирования замещающих семей

Подготовка детей к устройству в замещающую семью

Консультирование детей по психологическим проблемам в замещающих семьях

Учет данных об оказанной психологической помощи

ПК-6 Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы

 

Знать:

Задачи, решаемые конкретными органами и организациями социальной сферы

Социальная психология, психология малых групп

Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания)

Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи

Проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации, характеристики социальной среды

Современные направления молодежных движений

Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды

Психология кризисных состояний, рискология

Психология экстремальных ситуаций, психология горя, потери, утраты

Документоведение

Уметь:

Анализировать обращения и запросы населения, органов и организаций социальной сферы для корректировки программ психологического просвещения

Разрабатывать и согласовывать регламенты с органами и организациями социальной сферы

Использовать результаты мониторинга психологической безопасности и комфортности среды при разработке плана психологического просвещения и проведения информационных консультаций

Подбирать и разрабатывать инструментарий для оценки результативности работы по психологическому просвещению и возможностям оказания психологических услуг

Использовать разные формы и методы психологического просвещения, в том числе активные методы (игры, упражнения, тренинги)

Грамотно, доступно любым слоям населения излагать информацию о психологических услугах

Создавать наглядные материалы для психологического просвещения

Преодолевать коммуникативные, образовательные, этнические, конфессиональные и другие барьеры в проведении психологического просвещения

Оценивать результативность психологического просвещения, не нарушая этических норм и прав человека

Владеть современными технологиями работы с информацией, сетевыми ресурсами, информационными системами и программами

Вести документацию и служебную переписку

Владеть:

Разработка плана психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы

Доведение до сведения государственных и муниципальных органов, организаций социальной сферы информации о перечне психологических услуг и возможности их получения

Разработка рекомендаций для работников органов и организаций социальной сферы по психологическому просвещению с учетом конкретных задач, решаемых ими

Организация волонтерских проектов и программ, ориентированных на повышение мотивации в получении психологической помощи

Подготовка для СМИ информации о психологических услугах в социальной сфере (ролики, передачи на теле- и радиоканалах и т.д.)

Проведение групповых и индивидуальных информационных консультаций о возможности получения психологических услуг

Привлечение к психологическому просвещению граждан, успешно завершивших программы психологической помощи

Обобщение и оценка результатов работы по психологическому просвещению в целях формирования рекомендаций для ее совершенствования

Учет проведенных работ

ПК-7. Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса

 

Знать:

Современные теории и методы консультирования.

Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития.

Этические нормы организации и проведения консультативной работы.

Содержание рабты межведомственных организаций (ресурсных центров) для информирования субъектов образовательного процесса о спосбах получения отраслевой психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей.

Трудовое законодатеьство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка.

Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

Уметь:

Владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных взаимодействий, обучающихся и их общения в образовательных организациях и семье.

Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей обучающегося.

Владеть способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности.

Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Владеть:

Консультирование обучающихся по  проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам.

Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам.

Консультирование педагогов и преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам.

Консультирование администрации образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся.

Ведение профессиональной документации (планы работ, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

 

Очная форма обучения

 

Объем дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц (216 часов), в т. ч. контактная работа с преподавателем – лекционные занятия 40 часов, практические занятия 62 часа, консультативная работа - 38 часов, форма контроля –зачет с оценкой (4 часа).

Самостоятельная работа - 72 часа.

 

Очно-заочная форма обучения

 

 Объем дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов, в т. ч. контактная работа с преподавателем -  лекционные занятия 18 часов, практические занятия 36 часов, консультативная работа - 68 часов, форма контроля – зачет с оценкой – 4 часа.

Самостоятельная работа 90 часов.

 События!
 
«Волгоградский гуманитарный институт» (ВгГИ)
www.VGGI.RU

Сведения об образовательной организации

X