Практикум по личностно-ориентированному консультированию
«Практикум по личностно-ориентированному консультированию»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Практикум по личностно-ориентированному консультированию» являются формирование и развитие научных психологических знаний у студентов в области личностно-ориентированного консультирования, овладение приемами и техниками психологического консультирования, развитие личностных и профессиональных качеств психолога-консультанта.
В процессе освоения дисциплины решаются следующие задачи:
- формирование знаний об основных понятиях и теориях личностно-ориентированного консультирования;
- изучение основных методов личностно-ориентированного консультирования;
- знакомство с основными принципами и путями консультативной работы;
- формирование навыков диагностики проблематики клиента в личностно-ориентированном консультировании;
- развитие способности строить консультационную стратегию в работе с клиентом;
- знакомство с основными техниками работы с клиентами в личностно-ориентированном консультировании;
- формирование умения органично вплетать наиболее эффективные приемы в общую канву консультационной работы.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Практикум по личностно-ориентированному консультированию» относится к Блоку 1 части, формируемой участниками образовательных отношений основной профессиональной образовательной программы бакалавра.
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы бакалавриата, обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование следующих компетенций:
Универсальные компетенции:
- Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информаци, прменять системный подход для решения поставленных задач (УК -1);
- Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК -5);
Общепрофессиональные компетенции:
- Способен поддерживать уровень профессиональной компетенции, в том числе за счет понимания и готовности работать под супервизией (ОПК -7);
- Способен выполнять свои профессиональные функции в организациях разного типа, осознанно соблюдая организационные политики и процедуры (ОПК -8);
Профессиональные компетенции:
- Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию (ПК -2);
- Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) (ПК -4);
- Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов) (ПК -5);
- Психологическая диагностика детей и обучающихся (ПК -8).
Наименование и код компетенции (Результаты освоения программы бакалавриата) |
Индикатор достижения компетенций Составляющие результатов освоения Показатели оценивания (знания, умения, навыки)
|
Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информаци, прменять системный подход для решения поставленных задач (УК -1) |
Знать: методики поиска, сбора и обработки информации; - актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности; - метод системного анализа. |
Уметь: применять методики поиска, сбора и обработки информации; - осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников; - применять системный подход для решения поставленных задач. |
|
Владеть: методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; - методикой системного подхода для решения поставленных задач |
|
Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК -5) |
Знать: закономерности и особенности социально-исторического развития различных культур в этическом и философском контексте |
Уметь: понимать и воспринимать разнообразие общества в социальноисторическом, этическом и философском контекстах |
|
Владеть: простейшими методами адекватного восприятия межкультурного разнообразия общества в социальном и историческом, этическом и философском контекстах; - навыками общения в мире культурного многообразия с использованием этических норм поведения |
|
Способен поддерживать уровень профессиональной компетенции, в том числе за счет понимания и готовности работать под супервизией (ОПК -7) |
Знать: психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов; психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики; особенности проведения стандартного прикладного исследования в определенной области психологии; |
Уметь: анализировать психологические теории возникновения и развития психики в процессе эволюции; прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования различных составляющих психики в норме и при психических отклонениях; проводить стандартное прикладное исследование в определенной области психологии; |
|
Владеть: владение основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; критериями выбора психодиагностических и психокоррекционных методик и навыками их применения в процессе проведения стандартного прикладного исследования . |
|
Способен выполнять свои профессиональные функции в организациях разного типа, осознанно соблюдая организационные политики и процедуры (ОПК -8) |
Знать: базовые процедуры анализа проблем человека и социализации индивида, проблем профессиональной и образовательной деятельности, характеристики функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями; |
Уметь: проводить базовые процедуры анализа проблем человека и социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, анализировать характеристики функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями; |
|
Владеть: владение полученными знаниями и навыками в процессе анализа проблем человека и социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями. |
|
Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию (ПК -2) |
Знать: Отечественная и зарубежная социальная психология (современные направления, актуальные проблемы, методы работы) Психология кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), рискология, психология горя, потери, утраты Психология экстремальных ситуаций (подходы, проблемы, виды помощи, последствия) Психология малых групп (виды, взаимоотношения в малых группах, давление в группе) Психология семьи (подходы, онтология, структура семьи, этапы ее развития, особенности взаимоотношений) и семейных отношений Психология зависимости, аддикций, девиантология Возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни Современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени) Проблемы социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи) Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации Типологии проблем граждан разной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-правовые, педагогические и др.) Инфраструктура муниципального образования, ресурсы местного сообщества для поддержки отдельных лиц и социальных групп Технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации Основы психологического консультирования (виды, формы, методы) Основы организации и проведения психологического тренинга (методология, проведение, результаты, последствия) |
Уметь: Взаимодействовать с разными лицами и группами по вопросам психологической помощи клиентам Организовывать психологическое сопровождение клиентов, нуждающихся в психологической помощи Оказывать психологическую поддержку клиентам для выхода из трудных жизненных ситуаций Создавать социально-психологическую сеть для психологической поддержки клиентов Оказывать психологическое воздействие на социальное окружение клиентов в рамках профессиональных этических норм Обосновывать применение конкретных психологических технологий для преодоления клиентами трудностей социализации Вести психологическую просветительскую деятельность среди населения Взаимодействовать с другими работниками, органами и организациями социальной сферы по вопросам поддержки лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию Разрабатывать программы индивидуальной работы с клиентами с учетом конкретных профессиональных задач Разрабатывать программы групповой работы по психологической поддержке клиентов Разрабатывать программы оказания психологической помощи членам социальных групп, попавших в трудную жизненную ситуацию, с участием специалистов на межведомственной основе Использовать современные технологии работы с информационными базами данных и иными информационными системами для решения вопросов клиентов Хранить и обрабатывать персональные данные клиентов Вести делопроизводство и служебную переписку.
|
|
Владеть: Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников Создание команды и проведение программ активизации личностных ресурсов клиентов, в том числе на межведомственной основе Групповое и индивидуальное консультирование клиентов Проведение психологических тренингов по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации Содействие в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов Разработка программ по использованию ресурсов социальных сетей в целях психологической поддержки клиентов Привлечение социального окружения клиентов к их психологической поддержке и создание специальных страничек, блогов, групп в социальных сетях Работа по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов |
|
Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) (ПК -4) |
Знать: Социальная психология, психология малых групп, методология индивидуальных консультаций и тренингов (специфика, виды, длительность и т.д.) Организационная психология (концептуальные подходы, особенности, виды и т.д.) Основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров Основные теории оказания психологический помощи персоналу организаций (управление, организация, отбор и т.д.) Требования к документообороту в области управления персоналом, межведомственного взаимодействия, оказания услуг в социальной сфере Современные стандартные требования к документированию, периодичности, качеству и условиям оказания услуг в психологии Требования к конфиденциальности информации, хранению и оперированию персональными личными данными
|
Уметь: Анализировать заявки и обращения органов и организаций социальной сферы на получение психологических услуг Проводить психологический анализ и оценку результативности деятельности клиентов в соответствии со стандартами и регламентами в социальной сфере Вести переговоры с представителями органов и организаций социальной сферы по реализации их обращений и заявок Составлять договоры и другую документацию на оказание психологических услуг в социальной сфере Работать с информационными сетями, осуществлять поиск новой информации по профилю деятельности Применять на практике методы обучения взрослых, индивидуального и групповой работы для психологической помощи и повышения эффективности профессиональной деятельности клиентов Оценивать эффективность оказания психологической помощи клиентам Критически оценивать обратную связь от получателей психологических услуг, психологического просвещения в социальной сфере Вести документацию, служебную переписку в соответствии с требованиями к документам в социальной сфере Разрабатывать новые формы и методы оказания психологической помощи клиентам |
|
Владеть: Разработка планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи клиентам Оказание индивидуальной психологической помощи клиентам Проведение тренингов для клиентов в целях повышения эффективности их работы (тренинги командообразования, групповой сплоченности и т.п.) Проведение психологических тренингов, направленных на расширение и укрепление внутренних ресурсов клиентов Консультирование клиентов по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом Повышение квалификации клиентов по вопросам психологии социальной работы Проведение занятий с клиентами по вопросам управления, эффективной организации труда, повышения квалификации Создание информационного ресурса по психологии социальной сферы и использование его содержания в деятельности по оказанию психологической помощи клиентам |
|
Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов) (ПК -5) |
Знать: Основы социальной психологии, психология малых групп Законодательство Российской Федерации и международные документы в области защиты прав детей Проблемы социализации на разных ступенях развития ребенка, нарушения социализации (дезадаптация, депривация) Особенности адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях Возрастная психология (характеристика возрастных периодов развития, особенности развития, нарушения в развитии и т.д.), педагогическая психология Психология семьи (структура, функции, этапы, проблемы внутрисемейных отношений) Психология горя, потери, утраты и проявления в поведении детей и взрослых пережитых травм Психология кризисных состояний, последствий пережитых кризисных ситуаций, их проявлений в поведении Психология воспитания (семейное воспитание, институциональное воспитание), роли и функции родителей Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания) Документоведение |
Уметь: Общаться с разными категориями клиентов Общаться и взаимодействовать с детьми и подростками разных возрастов Проводить психологическое тестирование кандидатов в замещающие родители Обеспечивать проверку информации, полученной от кандидатов в замещающие родители Определять психологическую безопасность для ребенка среды в замещающей семье и ее окружении Разрабатывать программы психологических тренингов, деловых и ролевых игр с учетом конкретных задач подготовки клиентов Применять активные психологические методы обучения, в том числе проводить психологические тренинги, деловые и ролевые игры Адаптировать и применять зарубежный опыт психологической работы с замещающими семьями в практике собственной деятельности Применять разные виды и формы консультирования в соответствии с проблемами клиентов Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов оказания психологической помощи клиентам Хранить и обрабатывать персональные данные клиентов Вести документацию и служебную переписку
|
|
Владеть: Психологическое обследование (тестирование) кандидатов и подготовка психологического заключения об их возможности стать замещающими родителями Составление программ психологической помощи клиентам с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей замещающих родителей и детей, передаваемых в семьи Разработка программ и проведение групповых и индивидуальных психологических занятий для клиентов (тренинги, дискуссии, разбор ситуаций, ролевые и деловые игры и т.д.) Консультирование клиентов по психологическим проблемам функционирования замещающих семей Подготовка детей к устройству в замещающую семью Консультирование детей по психологическим проблемам в замещающих семьях Учет данных об оказанной психологической помощи |
|
Психологическая диагностика детей и обучающихся (ПК -8) |
Знать: Теория и методология психодиагностики, классификация психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования. Методы и технологии, позволяющие решать диагностические и развивающие задачи. Методы сбора, обработки информации, результатов психологической диагностики. Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования. Психология личности и социальная психология малых групп. Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей. Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка. Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. |
Уметь: Подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования. Планировать и проводить диагностическое обследование с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатов. Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации детей и обучающихся к новым образовательным условиям. Выявлять особенности и возможные причины дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи. Осуществлять социально-психологическую диагностику особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных коллективов обучающихся, диагностику социально-психологического климата в коллективе. Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания и совместно с педагогом, преподавателем разрабатывать способы их коррекции. Проводить мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования соответствующего уровня. Осуществлять диагностику одаренности, стркутуры способностей. Владеть способами оценки эффективности и совершенствования диагностической деятельности, составления психологических заключений и портретов личности обучающихся. |
|
Владеть: Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы. Скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определения лиц, нуждающихся в психологической помощи. Составление психолог-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся. Определение степени нарушений в психическом, личностной и социальном развитии детей и обучающихся, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов. Изучение интересов, склонностей, способностей детей и обучающихся, предпосылок одаренности. Осуществление с целью помощи в профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными образовательными стандартами общего образования соответствующего уровня. Ведение профессиональной документации (планы работ, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
Очная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов, в том числе контактная работа с преподавателем - практические занятия – 72 часа, форма контроля – зачет (4 часа).
Самостоятельная работа – 32 часа.
Очно-заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов), в т. ч. лекции – 10часов, контактная работа с преподавателем - практические занятия 18 часов, консультации – 20 часов, форма контроля – зачет- 4 часа.
Самостоятельная работа 56 часов