Поиск по каталогу  |  Интер-Сервис      in-s АНО ВО "Волгоградский гуманитарный институт" АНО ВО "Волгоградский гуманитарный институт"
Автономная
некоммерческая организация
высшего образования
«Волгоградский гуманитарный институт»
Объявления! 
Всё о ВгГИ 

Практикум по личностно-ориентированному консультированию

«Практикум по личностно-ориентированному консультированию»

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Практикум по личностно-ориентированному консультированию» являются формирование и развитие научных психологических знаний у студентов в области личностно-ориентированного консультирования, овладение приемами и техниками психологического консультирования, развитие личностных и профессиональных качеств психолога-консультанта.          

В процессе освоения дисциплины решаются следующие задачи:

-          формирование знаний об основных понятиях и теориях личностно-ориентированного консультирования;

-          изучение основных методов личностно-ориентированного консультирования;

-          знакомство с основными принципами и путями консультативной работы;

-          формирование навыков диагностики проблематики клиента в личностно-ориентированном консультировании;

-          развитие способности строить консультационную стратегию в работе с клиентом;

-          знакомство с основными техниками работы с клиентами в личностно-ориентированном консультировании;

-          формирование умения органично вплетать наиболее эффективные приемы  в общую канву консультационной работы.

 

2. Место дисциплины в структуре ОПОП

Дисциплина «Практикум по личностно-ориентированному консультированию» относится к Блоку 1 части, формируемой участниками образовательных отношений основной профессиональной образовательной программы бакалавра.

 

3. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы бакалавриата, обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы

В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование следующих компетенций:

Универсальные компетенции:

- Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информаци, прменять системный подход для решения поставленных задач (УК -1);

- Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК -5);

Общепрофессиональные компетенции:

- Способен поддерживать уровень профессиональной компетенции, в том числе за счет понимания и готовности работать под супервизией (ОПК -7);

 - Способен выполнять свои профессиональные функции в организациях разного типа, осознанно соблюдая организационные политики и процедуры (ОПК -8);

Профессиональные компетенции:             

- Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию (ПК -2);

 - Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) (ПК -4);

- Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов) (ПК -5);

- Психологическая диагностика детей и обучающихся (ПК -8).

 

Наименование и код компетенции (Результаты освоения программы бакалавриата)

Индикатор достижения компетенций

Составляющие результатов освоения

Показатели оценивания (знания, умения, навыки)

 

Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информаци, прменять системный подход для решения поставленных задач (УК -1)

Знать: методики поиска, сбора и обработки информации; - актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности; - метод системного анализа.

Уметь: применять методики поиска, сбора и обработки информации; - осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников; - применять системный подход для решения поставленных задач.

Владеть: методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; - методикой системного подхода для решения поставленных задач

Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК -5)

Знать: закономерности и особенности социально-исторического развития различных культур в этическом и философском контексте

Уметь: понимать и воспринимать разнообразие общества в социальноисторическом, этическом и философском контекстах

Владеть: простейшими методами адекватного восприятия межкультурного разнообразия общества в социальном и историческом, этическом и философском контекстах; - навыками общения в мире культурного многообразия с использованием этических норм поведения

Способен поддерживать уровень профессиональной компетенции, в том числе за счет понимания и готовности работать под супервизией (ОПК -7)

Знать: психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов; психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики; особенности проведения стандартного прикладного исследования в определенной области психологии;

Уметь: анализировать психологические теории возникновения и развития психики в процессе эволюции; прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования различных составляющих психики в норме и при психических отклонениях; проводить стандартное прикладное исследование в определенной области психологии;

Владеть: владение основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; критериями выбора психодиагностических и психокоррекционных методик и навыками их применения в процессе проведения стандартного прикладного исследования .

Способен выполнять свои профессиональные функции в организациях разного типа, осознанно соблюдая организационные политики и процедуры (ОПК -8)

Знать: базовые процедуры анализа проблем человека и социализации индивида, проблем профессиональной и образовательной деятельности, характеристики функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями;

Уметь: проводить базовые процедуры анализа проблем человека и социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, анализировать характеристики функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями;

Владеть: владение полученными знаниями и навыками в процессе анализа проблем человека и социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями.

Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию (ПК -2)

Знать:

Отечественная и зарубежная социальная психология (современные направления, актуальные проблемы, методы работы)

Психология кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), рискология, психология горя, потери, утраты

Психология экстремальных ситуаций (подходы, проблемы, виды помощи, последствия)

Психология малых групп (виды, взаимоотношения в малых группах, давление в группе)

Психология семьи (подходы, онтология, структура семьи, этапы ее развития, особенности взаимоотношений) и семейных отношений

Психология зависимости, аддикций, девиантология

Возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни

Современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени)

Проблемы социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи)

Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации

Типологии проблем граждан разной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-правовые, педагогические и др.)

Инфраструктура муниципального образования, ресурсы местного сообщества для поддержки отдельных лиц и социальных групп

Технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации

Основы психологического консультирования (виды, формы, методы)

Основы организации и проведения психологического тренинга (методология, проведение, результаты, последствия)

Уметь:

Взаимодействовать с разными лицами и группами по вопросам психологической помощи клиентам

Организовывать психологическое сопровождение клиентов, нуждающихся в психологической помощи

Оказывать психологическую поддержку клиентам для выхода из трудных жизненных ситуаций

Создавать социально-психологическую сеть для психологической поддержки клиентов

Оказывать психологическое воздействие на социальное окружение клиентов в рамках профессиональных этических норм

Обосновывать применение конкретных психологических технологий для преодоления клиентами трудностей социализации

Вести психологическую просветительскую деятельность среди населения

Взаимодействовать с другими работниками, органами и организациями социальной сферы по вопросам поддержки лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию

Разрабатывать программы индивидуальной работы с клиентами с учетом конкретных профессиональных задач

Разрабатывать программы групповой работы по психологической поддержке клиентов

Разрабатывать программы оказания психологической помощи членам социальных групп, попавших в трудную жизненную ситуацию, с участием специалистов на межведомственной основе

Использовать современные технологии работы с информационными базами данных и иными информационными системами для решения вопросов клиентов

Хранить и обрабатывать персональные данные клиентов

Вести делопроизводство и служебную переписку.

 

Владеть:        

Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников

Создание команды и проведение программ активизации личностных ресурсов клиентов, в том числе на межведомственной основе

Групповое и индивидуальное консультирование клиентов

Проведение психологических тренингов по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации

Содействие в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов

Разработка программ по использованию ресурсов социальных сетей в целях психологической поддержки клиентов

Привлечение социального окружения клиентов к их психологической поддержке и создание специальных страничек, блогов, групп в социальных сетях

Работа по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов

Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) (ПК -4)

Знать:

Социальная психология, психология малых групп, методология индивидуальных консультаций и тренингов (специфика, виды, длительность и т.д.)

Организационная психология (концептуальные подходы, особенности, виды и т.д.)

Основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров

Основные теории оказания психологический помощи персоналу организаций (управление, организация, отбор и т.д.)

Требования к документообороту в области управления персоналом, межведомственного взаимодействия, оказания услуг в социальной сфере

Современные стандартные требования к документированию, периодичности, качеству и условиям оказания услуг в психологии

Требования к конфиденциальности информации, хранению и оперированию персональными личными данными

 

Уметь:

Анализировать заявки и обращения органов и организаций социальной сферы на получение психологических услуг

Проводить психологический анализ и оценку результативности деятельности клиентов в соответствии со стандартами и регламентами в социальной сфере

Вести переговоры с представителями органов и организаций социальной сферы по реализации их обращений и заявок

Составлять договоры и другую документацию на оказание психологических услуг в социальной сфере

Работать с информационными сетями, осуществлять поиск новой информации по профилю деятельности

Применять на практике методы обучения взрослых, индивидуального и групповой работы для психологической помощи и повышения эффективности профессиональной деятельности клиентов

Оценивать эффективность оказания психологической помощи клиентам

Критически оценивать обратную связь от получателей психологических услуг, психологического просвещения в социальной сфере

Вести документацию, служебную переписку в соответствии с требованиями к документам в социальной сфере

Разрабатывать новые формы и методы оказания психологической помощи клиентам

Владеть:

Разработка планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи клиентам

Оказание индивидуальной психологической помощи клиентам

Проведение тренингов для клиентов в целях повышения эффективности их работы (тренинги командообразования, групповой сплоченности и т.п.)

Проведение психологических тренингов, направленных на расширение и укрепление внутренних ресурсов клиентов

Консультирование клиентов по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом

Повышение квалификации клиентов по вопросам психологии социальной работы

Проведение занятий с клиентами по вопросам управления, эффективной организации труда, повышения квалификации

Создание информационного ресурса по психологии социальной сферы и использование его содержания в деятельности по оказанию психологической помощи клиентам

Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов) (ПК -5)

Знать:

Основы социальной психологии, психология малых групп

Законодательство Российской Федерации и международные документы в области защиты прав детей

Проблемы социализации на разных ступенях развития ребенка, нарушения социализации (дезадаптация, депривация)

Особенности адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях

Возрастная психология (характеристика возрастных периодов развития, особенности развития, нарушения в развитии и т.д.), педагогическая психология

Психология семьи (структура, функции, этапы, проблемы внутрисемейных отношений)

Психология горя, потери, утраты и проявления в поведении детей и взрослых пережитых травм

Психология кризисных состояний, последствий пережитых кризисных ситуаций, их проявлений в поведении

Психология воспитания (семейное воспитание, институциональное воспитание), роли и функции родителей

Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания)

Документоведение

Уметь:

Общаться с разными категориями клиентов

Общаться и взаимодействовать с детьми и подростками разных возрастов

Проводить психологическое тестирование кандидатов в замещающие родители

Обеспечивать проверку информации, полученной от кандидатов в замещающие родители

Определять психологическую безопасность для ребенка среды в замещающей семье и ее окружении

Разрабатывать программы психологических тренингов, деловых и ролевых игр с учетом конкретных задач подготовки клиентов

Применять активные психологические методы обучения, в том числе проводить психологические тренинги, деловые и ролевые игры

Адаптировать и применять зарубежный опыт психологической работы с замещающими семьями в практике собственной деятельности

Применять разные виды и формы консультирования в соответствии с проблемами клиентов

Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов оказания психологической помощи клиентам

Хранить и обрабатывать персональные данные клиентов

Вести документацию и служебную переписку

 

Владеть:

Психологическое обследование (тестирование) кандидатов и подготовка психологического заключения об их возможности стать замещающими родителями

Составление программ психологической помощи клиентам с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей замещающих родителей и детей, передаваемых в семьи

Разработка программ и проведение групповых и индивидуальных психологических занятий для клиентов (тренинги, дискуссии, разбор ситуаций, ролевые и деловые игры и т.д.)

Консультирование клиентов по психологическим проблемам функционирования замещающих семей

Подготовка детей к устройству в замещающую семью

Консультирование детей по психологическим проблемам в замещающих семьях

Учет данных об оказанной психологической помощи

Психологическая диагностика детей и обучающихся (ПК -8)

Знать:

Теория и методология психодиагностики, классификация психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования.

Методы и технологии, позволяющие решать диагностические и  развивающие задачи.

Методы сбора, обработки информации, результатов психологической диагностики.

Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования.

Психология личности и социальная психология малых групп.

Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей.

Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка.

Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

Уметь:

Подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования.

Планировать и проводить диагностическое обследование с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатов.

Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации детей и обучающихся к новым образовательным условиям.

Выявлять особенности и возможные причины дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи.

Осуществлять социально-психологическую диагностику особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных коллективов обучающихся, диагностику социально-психологического климата в коллективе.

Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания и совместно с педагогом, преподавателем разрабатывать способы их коррекции.

Проводить мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования соответствующего уровня.

Осуществлять диагностику одаренности, стркутуры способностей.

Владеть способами оценки эффективности и совершенствования диагностической деятельности, составления психологических заключений и портретов личности обучающихся.

Владеть:

Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы.

Скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определения лиц, нуждающихся в психологической помощи.

Составление психолог-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся.

Определение степени нарушений в психическом, личностной и социальном развитии детей и обучающихся, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов.

Изучение интересов, склонностей, способностей детей и обучающихся, предпосылок одаренности.

Осуществление с целью помощи в профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными образовательными стандартами общего образования соответствующего уровня.

Ведение профессиональной документации (планы работ, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

 

 

Очная форма обучения

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов, в том числе контактная работа с преподавателем - практические занятия – 72 часа, форма контроля – зачет (4 часа).

Самостоятельная работа – 32 часа.

 

 

Очно-заочная форма обучения

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов), в т. ч. лекции – 10часов, контактная работа с преподавателем - практические занятия 18 часов, консультации – 20 часов, форма контроля – зачет- 4 часа.

Самостоятельная работа 56 часов

 События!
 
«Волгоградский гуманитарный институт» (ВгГИ)
www.VGGI.RU

Сведения об образовательной организации

X