Поиск по каталогу  |  Интер-Сервис      in-s АНО ВО "Волгоградский гуманитарный институт" АНО ВО "Волгоградский гуманитарный институт"
Автономная
некоммерческая организация
высшего образования
«Волгоградский гуманитарный институт»
Объявления! 
Всё о ВгГИ 

Основы психосоматики

«ОСНОВЫ ПСИХОСОМАТИКИ»

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Курс предназначен для подготовки студентов-психологов, что обусловлено нарастающей тенденцией к соматизации психических расстройств и развитием соматической психологии. Учтена также необходимость познакомить будущего психолога с  «телесными» проявлениями внутри- и межличностных конфликтов и подготовить его к работе с данными проблемами.

Программа курса включает, прежде всего, соматоформные психические расстройства, в том числе и психосексуальные дисфункции. Поскольку граница между функциональными и органическими расстройствами является условной, а тяжелые болезни оказывают обратное влияние на личность, основной целью курса является рассматрение соматогенных психических расстройств, а также психология старения и умирания.

Полученные таким образом знания и освоенные умения способствуют становлению личности и профессиональному росту студента, т.к. он получает личностно значимую информацию, позволяющую осознать и разрешить ряд собственных проблем.

Его реализация предполагает достижение следующих целей:

  • знакомство студентов с обобщенной теорией и практикой клинических расстройств по единому плану (описана его клиника у мужчин и женщин, детей и пожилых, приведены  диагностические критерии);
  • развитие психотехнического мышления у студентов (очерчены характерные особенности личности, освещена внутренняя картина болезни: психологические механизмы ее развития, психодинамика и психофизиология расстройства).

Достижение данных целей предполагается посредством изучения студентами лекционного материала, соответствующей литературы с последующим осмыслением их содержания в ходе семинарских и практических занятий, самостоятельного выполнения студентами практических заданий, разбора реальных и описанных в литературе проиллюстрированных клинических случаев.

К числу основных задач курса относятся:

  • Ознакомление студентов с теоретическими основами взаимосвязи между психическим и физическим (соматическим) естественным интегрирующим механизмом функционирования человека посредством опоры на базовые представления патопсихологии, психологии личности, психотерапии, психологии общения и др.
  • Ознакомление студентов с этическими и деонтологическими аспектами психосоматики.
  • Обучение методам ведения научно-практического направления и обобщения опыта работы с клиентами.

Идея курса заключается в том, что психосоматика - это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убеждении: каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми своими жизненными неурядицами.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП

Учебная дисциплина «Основы психосоматики» является обязательной дисциплиной вариативной части (Б1.В.ОД.10).

Данный курс носит практико-ориентированный характер и построен таким образом, чтобы сформировать у студента умения и практические навыки проведения лекционных, семинарских занятий по различным темам консультирования, а также, овладеть ведущими техниками консультирования. Предполагаемые упражнения и практические работы позволяют более глубоко освоить основы психологической деятельности. Структура данного курса также включает по итогам усвоения материала зачет, который позволит проследить эффективность освоение программы данного курса студентами.

Курс также преследует цель развить ряд профессиональных знаний, умений и навыков психолога:

  • умение организовать ситуацию профессионального психологического сопровождения личности клиента;
  • умение строить беседу в соответствии с технологическими принципами её ведения;
  • умение фиксировать информацию о клиенте, накапливать её, анализировать и давать оценку эффективности профессиональной практики.

3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

В процессе изучения дисциплины студенты овладевают следующими компетенциями:

  • способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
  • способностью к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2);
  • способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);
  • способностью к использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-11).

 

Результаты обучения

(компетенции ФГОС)

Составляющие результатов обучения

Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

Знать: основные характеристики процесса восприятия личности другого человека; правила установления доверительного контакта; форму и структуру ведения диалога; методы и средства убеждения людей с учетом их конфессиональных и культурных различий

Уметь: формулировать  и анализировать проблемы восприятия личности другого; учитывать факторы, связанные с этноконфессиональными и культурными различиями;  устанавливать доверительные контакты; вести диалог; убеждать людей; поддерживать людей в различных ситуациях

Формируемые навыки: способность к восприятию личности другого; эмпатия; возможность установления доверительного контакта и диалога; способность к убеждению; готовность к поддержке людей с учетом их этноконфессиональных и культурных особенностей

Способность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2)

Знать: стандартные психодиагностические методики, методы математико-статистической обработки данных, методы интерпретации полученных данных

Уметь: определять и применять психодиагностические методики адекватно целям, ситуации и контингенту респондентов, проводить математико-статистическую обработку полученных данных и интерпретировать их

Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе психодиагностического изучения личности, математико-статистической обработки и интерпретации полученных данных

Способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4)

Знать: особенности возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска психического функционирования человека; характеристики человека в зависимости от его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам

Уметь: распознавать характеристики человека в соотнесении с этапами его возрастного развития, наличия кризисов и факторов риска; видеть особенности психического функционирования с учетом его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другими социальными группами

Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека

Способность к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-11)

Знать: особенности применения дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ

Уметь: применять дидактические приемы при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека

Формируемые навыки:способность и готовность использовать дидактические приемы при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека

Очная форма обучения

Объем дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов), в т.ч. контактная работа обучающихся с преподавателем -лекционные занятия 26 часов, практические занятия 42 часа, форма контроля –дифференцированный зачет.
Самостоятельная работа 40 часов.

Заочная форма обучения

Объем дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов), в т.ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - лекционные занятия 4 часа, практические занятия 8 часов; форма контроля –  дифференцированный зачет 4 часа.
Самостоятельная работа 92 часа.

 
 События!
 
«Волгоградский гуманитарный институт» (ВгГИ)
www.VGGI.RU

Сведения об образовательной организации

X