Основы психогенетики
«ОСНОВЫ ПСИХОГЕНЕТИКИ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Курс «Основы психогенетики» – междисциплинарная область знаний, пограничная между психологией и генетикой, исследующая роль наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариативности психологических и психофизиологических признаков и в их индивидуальном развитии. Психогенетика решает вопросы о происхождении человеческой индивидуальности, о существовании «первичных», «исходных» особенностей психики человека, предшествующих приобретаемому опыту. Психогенетика рассматривает проблемы влияния генов на динамику психического развития, его индивидуальные характеристики и траектории развития, смену возрастных периодов.
Решение этих вопросов определяет конкретно-научную методологию и, кроме того, оказывается встроенным в общее мировоззрение человека. Оно важно и для решения прикладных задач, связанных с диагностикой и учетом индивидуально-психологических особенностей ребенка и взрослого.
Целями освоения дисциплины «Основы психогенетики» является являются:
- ознакомление студентов с основными проблемами, теоретическими подходами и результатами исследований в области генетических основ поведения и психики;
- освоение базовых знаний по основам психогенетики для использования их при изучении специальных дисциплин: психологии развития и возрастной психологии, специальной психологии, клинической психологии, дифференциальной психологии и др.;
- формирование у студентов основных понятий о природе наследственности, изменчивости;
- формирование у студентов знаний о роли и взаимодействии факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по психологическим и психофизиологическим признакам;
- изучение методов психогенетического исследования;
- приобретение студентами навыков практического применения знаний: элементарная диагностика, описание фенотипа, составление генеалогического древа.
В процессе освоения дисциплины студент готовиться к решению следующих профессиональных задач:
- усвоение основных положений генетики количественных признаков, поскольку психологические черты относятся именно к этой категории признаков;
- понимание того, что любой фенотипический признак есть результат взаимодействия генотипа и среды и, следовательно, зависит от уникального сочетания обоих факторов;
- понимание того, что данные психогенетики носят популяционный характер, т.е. говорят о причинах различий между людьми исследуемой популяции и не могут быть перенесены на отдельного человека;
- понимание того, что в полном согласии с законами генетики (и, в частности генетики развития), даже высокая доля генетических факторов в популяционной изменчивости не означает неизменности (или неизменяемости) признака;
- четкое осознание того факта, что интерпретация результатов, получаемых в психогенетических исследованиях, прямо зависит от валидности используемых психодиагностических методик, а большая или меньшая статистическая надежность последних может отразиться на количественных оценках генетической и средовой изменчивости признака.
-
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Основы психогенетики» относится к Блоку 1 обязательной части основной профессиональной образовательной программы бакалавра.
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы бакалавриата, обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование следующих общепрофессиональных компетенций:
- Способен оценивать и удовлетворять потребности и запросы целевой аудитории для стимулирования интереса к психологическим знаниям, практике и услугам (ОПК – 6)
Наименование и код компетенции (Результаты освоения программы бакалавриата) |
Индикатор достижения компетенций Составляющие результатов освоения Показатели оценивания (знания, умения, навыки) |
Способен оценивать и удовлетворять потребности и запросы целевой аудитории для стимулирования интереса к психологическим знаниям, практике и услугам (ОПК – 6) |
Знать: стандартные программы развития и совершенствования личности, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии в современном обществе, профессиональных рисков в различных видах деятельности, стимулирования интереса к психологическим знаниям; |
Уметь: оценивать и применять содержание стандартных программ предупреждения отклонений и развития личности, снижения профессиональных рисков; |
|
Владеть: владеть полученными знаниями и навыками в процессе личностного и социального развития для предупреждения профессиональных рисков, стимулирования интереса к психологическим знаниям |
Очная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа), в т.ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - на лекционные занятия 14 часов, практические занятия 20 часов, форма контроля – зачет (4 часа).
Самостоятельная работа - 34 часа.
Очно-заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 72 часа, в т.ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - лекционные занятия 8 часов, практические занятия 10 часов, консультативные занятия – 10 часов, форма контроля – зачет.
Самостоятельная работа 40 часов.