Основы патопсихологии
«ОСНОВЫ ПАТОПСИХОЛОГИИ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Патопсихология – это частная психологическая дисциплина, предметом которой являются психологические закономерности нарушения, распада психической деятельности и личности у больных психическими заболеваниями и пограничными нервно-психическими расстройствами в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. Базисными науками для патопсихологии выступают общая психология и психиатрия.
Дисциплина «Основы патопсихология» обеспечивает комплекс профессиональных знаний, позволяя подготовить к выработке профессиональных знаний и навыков будущего специалиста.
Целями освоения дисциплины «Основы патопсихологии» являются: ознакомление студентов с основными феноменами нарушений высших психических функций, формирование представлений о методологии, теоретических основах, эмпирических задачах и методиках психологической диагностики психических расстройств.
В процессе освоения дисциплины студент готовиться к решению следующих профессиональных задач:
- изучение теоретических основ патопсихологии как науки;
- ознакомление с практическими задачами и актуальными проблемами патопсихологии;
- ознакомление с перспективами развития патопсихологии;
- освоение приёмов патопсихологической диагностики;
- изучение закономерностей и психологических особенностей нарушенного сознания; измененного восприятия; нарушения памяти; мышления; речи; умственной работоспособности;
- изучение аномалий эмоционально-личностной сферы. А также практические задачи: диагностика и патопсихологическая квалификация нарушений сознания, восприятия, памяти, мышления, эмоционально-личностной сферы при психических заболеваниях и пограничных личностных расстройствах.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Основы патопсихологии» относится к обязательной части Блока 1 основной профессиональной образовательной программы бакалавра.
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы бакалавриата, обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы
Общепрофессиональные компетенции:
- Способен выполнять свои профессиональные функции в организациях разного типа, осознанно соблюдая организационные (ОПК -8).
Универсальные компетенции:
- Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах (УК -9);
Наименование и код компетенции (Результаты освоения программы бакалавриата) |
Индикатор достижения компетенций Составляющие результатов освоения Показатели оценивания (знания, умения, навыки) |
Способен выполнять свои профессиональные функции в организациях разного типа, осознанно соблюдая организационные (ОПК -8) |
Знать: базовые процедуры анализа проблем человека и социализации индивида, проблем профессиональной и образовательной деятельности, характеристики функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями; |
Уметь: проводить базовые процедуры анализа проблем человека и социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, анализировать характеристики функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями; |
|
Владеть: владение полученными знаниями и навыками в процессе анализа проблем человека и социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями. |
|
Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах (УК -9) |
Знать: базовые дефектологические понятия в объеме необходимом для решения профессиональных задач и социальной коммуникации; - технологии использования дефектологических знаний в социальной и профессиональной сферах; - психофизиологические особенности лиц с психическими и физическими недостатками, закономерности общения, обучения и воспитании |
Уметь: устанавливать и поддерживать контакты, с лицами, имеющими психофизиологические особенности; - применять основные методы и нормы социального взаимодействия с лицами, имеющими психофизиологические особенности; - использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах |
|
Владеть: простейшими методами и приемами социального взаимодействия и работы в команде с лицами, имеющими психофизиологические особенности; навыками использования базовых дефектологических знаний в социальной и профессиональной сферах |
Очная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа), в т.ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - на лекционные занятия 14 часов, практические занятия 20 часов, форма контроля – зачет (4 часа).
Самостоятельная работа 34 часа.
Очно-заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, в т.ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - на лекционные занятия 8 часов, практические занятия 10 часов, консультативная работа – 10 часов, форма контроля – зачет 4 часа.
Самостоятельная работа 40 часов.